Первый Круглый стол по созданию концепции филологического образования в России
Примерные вопросы и проблемы для обсуждения.
- Согласны ли вы с мнением, что школьное гуманитарное образование в целом и филологическое в частности находятся в глубоком кризисе? Если да, то каковы причины кризиса?
- Как вы считаете, в чем заключаются основные проблемы филологического образования в школе? Закономерно ли отсутствие предметного содержания в Федеральном государственном образовательном стандарте и как это может сказаться на судьбе русского языка и литературы в российской школе?
- Можно ли, на ваш взгляд, решить проблемы, связанные с преподаванием русского языка и литературы, без пересмотра количества часов, отведенных сегодня на эти предметы? Какими вам видятся иные пути решения проблем?
- Как вы определяете цели и задачи современного школьного филологического образования? Насколько и почему они изменились за последнее время? Что в преподавании русского языка и литературы нуждается, на ваш взгляд, в сохранении, а что – в изменении и модернизации?
- Как вы считаете, поможет ли введение обязательного сочинения укрепить позиции русского языка и литературы в школе или только ляжет дополнительной нагрузкой на плечи учителей-словесников?
- Насколько целесообразным и научно обоснованным представляется вам объединение русского языка и литературы в единый предмет (во ФГОС полного среднего образования)?
- Разделяете ли вы мнение, что изучение предмета «русский язык» должно ограничиваться только изучением правил правописания?
- Какой вы видите миссию предметов «русский язык» и «литература» в школах национальных регионов России?
- Считаете ли вы, что современная российская школа нуждается в единой концепции филологического образования? Каковы, на ваш взгляд, цели и задачи данной концепции?
- Возможен ли (и нужен ли), по вашему мнению, единый учебник по литературе?
Актуальные проблемы преподавания литературы в современной школе.
Курушина Маргарита Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Авторский лицей Эдварса №90»,
г. Ульяновск
Создание единой концепции преподавания литературы в контексте отечественной культуры – чрезвычайно важное событие в современной российской педагогике. Действительно, сегодня мы вновь и вновь убеждаемся, что литература – уникальный предмет, на котором дети должны учиться не только так называемым метапредметным универсальным учебным действиям, но и идентифицировать себя как личность, как представителя нашей страны и наследника её великой культуры. Пожалуй, этот аспект преподавания литературы – самый главный в понимании того, для чего мы сейчас работаем.
История преподавания литературы претерпевала различные метаморфозы: от практики соединения с русским языком (словесность) до строгой идеологизации, когда каждое произведение рассматривалось на предмет соответствия коммунистической морали.
Сейчас мы возвращаемся к пониманию того, что произведения литературы нельзя рассматривать исключительно как источник эстетического восприятия окружающего, как занимательную загадку для упражнения интеллекта. Однако отношение к литературе тоже существенно изменилось, и связано это в том числе и с введением ЕГЭ. Наши прагматичные дети в настоящее время искренне недоумевают, зачем столько времени тратить на чтение книг, когда экзамен по предмету сдают только единицы поступающих в творческие вузы, а для того, чтобы привести аргументы в части С по русскому языку, достаточно изучить в интернете банк данных аргументов. Мы теперь далеко не самая читающая страна в мире. Причин здесь много, однако давайте попробуем рассмотреть те, на которые может повлиять школа.
На первом месте всегда есть и будет влияние личности учителя литературы, его умение неформально подойти к изучению предмета, профессионализм и мастерство. Но вот вроде и учителя хорошие, большинство как на подбор высшей квалификационной категории, и всё же…
Давайте откроем программу по литературе старших классов и просто посмотрим на список тех книг, которые предлагается ребятам прочитать (некоторые из них даются для изучения, другие – для обзорного знакомства). Попробуйте предложить прочитать этот список взрослым в течение одного года. Насколько это реально? А ведь мы с вами ведём речь о детях, и наша задача – сначала заинтересовать ребёнка чтением, а затем - научить быть внимательным, сопереживающим читателем. Явная перегрузка программ старших классов учебным материалом в результате вызывает отторжение предмета. Все силы наших учеников брошены на подготовку к ЕГЭ по русскому языку, математике, экзаменов по выбору.
Вот и получается, что наши дети часто говорят о том, чего не читали, учатся воспринимать всё с чужих слов, выдавая собственное мнение за своё. В средних классах знакомство с книгой решается относительно легко (дети читают на уроках, тексты небольшие), а в 9-11 классах это практически невозможно без внутренней потребности ребёнка. Где уж соперничать Толстому с популярными детективами и бесконечными историями про вампиров… Выдержит ли литература конкуренцию с интернетом, многочисленными телешоу? Вынесут ли наши дети из школы желание читать дальше?
При всём многообразии программ и учебников мы следуем федеральным государственным стандартам образования. Так не лучше ли прийти, как и раньше, к единым программам, а дифференциации в уровне обучения (профильные классы) достигать за счёт углубления в предмет, в том числе и в плане рассмотрения русской литературы как части духовного менталитета страны, а не расширение его объёма.
Самое парадоксальное то, что литература, созданная как отклик на животрепещущие вопросы мировосприятия, сегодня теряет её главную функцию – воспитательную. Боюсь, что игра в демократию и следование западным образцам образования в подобных вопросах может привести к таким же результатам, как и на западе: разрушение института семьи, разрушение личности.
Именно поэтому нужно сейчас говорить не просто о воспитании моральных качеств и нравственных устоев подрастающего поколения, но и рассматривать художественную литературу в контексте многовековой культуры и истории России, её традиций, развития её духовности. Мы видим, к чему может привести короткая историческая память и политическая недальновидность на примере событий Украины. Вряд ли нынешнее поколение украинских неонацистов было воспитано на лучших образцах украинской литературы.
Поэтому, говоря сегодня о преподавании литературы в контексте отечественной культуры, мы решаем важнейшую задачу по реализации основной её функции: воспитательной.