Обсуждение ФГОС
- Материалы для обсуждения ФГОС
Мы направляем Вам материалы, связанные с ФГОС. По ним просим сформулировать свои предложения.
Ступень образования и требования к результатам освоения ООП в рамках ФГОС
Русский язык. Родной язык:
Основная школа
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
- расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Литература. Родная литература:
Основная школа
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предложения по составу требований:
Предложения по составу требований:
Требования к результатам освоения ООП в рамках ФГОС (старшая школа)
«Русский язык и литература». «Родной (нерусский) язык и литература» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы (родного (нерусского) языка и литературы) должны отражать:
- сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
«Русский язык и литература». «Родной (нерусский) язык и литература» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса русского языка и литературы (родного (нерусского) языка и литературы) должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
- сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
- сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
- сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- владение различными приёмами редактирования текстов;
- сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
- понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
- владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
- сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
- владение начальными навыками литературоведческого исследования историко - и теоретико-литературного характера;
- умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
- сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
Предложения по составу требований:
Кроме того, просим Вас высказать мнение по следующим вопросам:
Вы полагаете, что на ступени старшей школы предметы «русский язык» и «литература» следует разделить? Вы полагаете, что требования к результатам освоения ООП в рамках ФГОС по предмету «литература» необходимо дополнить перечнем произведений, обязательным для изучения в рамках историко-литературного изучения курса (9-11 классы)? Вы полагаете, что действующие формы итоговой аттестации по литературе в 11 классе требуют изменения? да нет не знаю да нет не знаю да нет не знаю Какие меры, по вашему мнению, необходимо предпринять по совершенствованию методик преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях, в том числе и с использованием возможностей музеев, библиотек и иных учреждений культуры?
предложение документы сроки Вы полагаете, что действующие подходы к литературному образованию требуют пересмотра?
да нет не знаю Что сегодня не устраивает в современном школьном литературном образовании?
Меня не устраивает Мои предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
в План Мероприятий по выполнению решений рабочей группы по разработке
комплекса мер по совершенствованию методик преподавания русского языка и литературы
в общеобразовательных организациях, в том числе и использованием возможностей музеев,
библиотек и иных учреждений культуры
- Внести поправку или подготовить официальный документ, позволяющий разделить предмет «Русский язык и литература» в ФГОС среднего полного (полного)общего образования на два самостоятельных предмета «Русский язык», «Литература» на базовом и углубленном уровнях.
- Внести изменение в раздел «требования к результатам освоения основной образовательной программы требования следующие изменения» ФГОС СПОО п. 9.1.1. (предметные результаты):
- разделить требования к предмету «русский язык» в следующем объеме (базовый уровень) и предложить формулировку их с учетом внесенных изменений (выделено шрифтом):
- сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать тексты разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
- разделить требования к предмету «русский язык» в следующем объеме (углубленный уровень)
- сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
- сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения и применение знаний этих знаний в речевой практике;
- владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
- сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- владение различными приёмами редактирования текстов;
- сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
- разделить требования к предмету «литература» в следующем объеме (базовый уровень) и предложить формулировку их с учетом внесенных изменений (выделено шифтом):
- владение умением анализировать художественный и критический текст с точки зрения наличия в нём эстетически значимой информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций на художественные произведения и критические статьи, рефератов на литературную тему, сочинений различных жанров на литературные темы;
- владение умением представлять тексты в жанре электронных презентаций на историко-литературные темы;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
- разделить требования к предмету «литература» в следующем объеме (углубленный уровень) и предложить формулировку их с учетом внесенных изменений (выделено шифтом):
- понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
- владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
- сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
- владение начальными навыками литературоведческого исследования историко - и теоретико-литературного характера;
- умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
- сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
- разделить требования к предмету «русский язык» в следующем объеме (базовый уровень) и предложить формулировку их с учетом внесенных изменений (выделено шрифтом):
- Дополнить раздел требования к предмету «литература» перечнем художественных произведений, содержащих культурный код российской культуры, обязательных для изучения на базовом и углубленном уровнях.
- Разработать список произведений с учетом перечня художественных произведений, содержащих культурный код российской культуры, обязательных для изучения на базовом и углубленном уровнях, а также произведений, рекомендованных для внеклассного чтения с учетом нормативных требований комплектования школьных библиотек.
- Разработать нормативы комплектования школьных библиотек справочно-энциклопедическими изданиями и лингвистическими словарями, в объеме требований ФГОС и примерных рабочих программ, а также периодическими методическими изданиями для учителя и обучающихся.
- Подготовить нормативною базу для обеспечения повышения квалификации учителей с отрывом от учебного процесса.
- Разработка механизма проведения лингвистической экспертизы всех учебников для общеобразовательной школы.
- Введение практики обязательного прохождения повышения квалификации библиотекарей школьных библиотек за счет бюджетных средств, выделяемых органами управления образования.
- Рассмотреть вопрос о проведении Всероссийской олимпиады по чтению и информационной культуре школьников.
- Выйти с инициативой проведения полномасштабного социологического исследования (совместно с профильными библиотеками РГДБ) круга чтения школьников 4-6 и 8-9 классов.
- Разработать концепцию литературного образования.
- Рассмотреть вопрос о возможности ежегодного проведения общероссийских летних методических школ для молодых учителей-словесников.
- Рассмотреть вопрос о проведении всероссийских летних (осенних, весенних) школ для филологически одаренных детей (победители олимпиад, юные авторы и т.д.)