ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

Деятельность Ассоциации, Задушевное слово

Семь цветов радости

Харламова Наталья Михайловна -учитель русского языка и литературы в школе Канской воспитательной колонии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ»

г.Канск 2020 год

 

Харламова Наталья Михайловна
учитель русского языка и литературы в школе Канской воспитательной колони

 

Я -  женщина! Обычная, земная.

Судьба моя, как радуга цветов.

Чем дни мои полны, о чём мечтаю,

Поведают об этом семь её цветов!

Цвет первый: - Я учитель

В книге детской писательницы Вигдоровой «Минуты тишины» есть легенда. Смысл ее таков. На земле разбросаны угольки призваний. Каждый уголек по-настоящему разгорится только тогда, когда попадет к своему хозяину. Если же уголек подберет случайный человек, огонь будет едва мерцать, а то и совсем погаснет.

Я убеждена, что подобрала свой уголек. И  это моя первая радость. Я – учитель! А это значит, что ко мне никогда не придёт душевная старость, меня никогда не покинет стремление к новому и интересному, и этим  новым и интересным делиться с учениками.

Я рада, что у меня есть замечательные коллеги и добрые друзья, потому что коллектив  у нас уникальный. Учителя в школе колонии – это не просто учителя. Это – педагогические звёзды, объединившиеся в одно педагогическое созвездие! И чем ярче светит одна звезда, тем радостнее и азартнее загораются соседние звёзды.

Я рада, что ученики у меня отзывчивые, понимающие. К сожалению, наши ученики не привыкли к тому, что могут быть кому-то в радость. Но у них есть право на счастье, у них есть право любить и быть любимыми, быть нужными людям. Надо учить их серьёзно и глубоко, надо воспитывать их в строгости и требовательности. Надо любить их и дарить им добро. Надо видеть в них достойных единомышленников в общем деле образования. Надо доверять им, а если уж проверять, то справедливо, отмечая достижения каждого. Главный постулат учеников нашей школы таков: «В школе я – это я, а не один из многих. Значимо и важно каждое моё достижение, каждый мой успех!» Педагогика Успеха – это наша основная идея, которой изменить нельзя. Ориентация на успех – единственно правильная общая ориентация. Все ключевые положения Педагогики Успеха просты и понятны. Успешных учеников воспитывает только успешный учитель!

 

*******************************************

Основа моего профессионального кредо – регулярно пополнять свои знания, соответствовать времени, в котором живу, и месту, которое занимаю.

Современное российское образование в соответствии с новыми стандартами ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ученика учиться, сформировать личность с определённой гражданской и нравственной позицией, определёнными ценностными установками. Понимание необходимости переориентировать учеников на продуктивную образовательную деятельность побудило меня к поиску новых подходов в преподавании русского языка и литературы.

Основную цель своей работы вижу в развитии и совершенствовании коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций обучающихся. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Обучение старшеклассников устному и письменному речевому общению приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры.

В рамках формирования указанных компетенций выстраиваю учебный процесс так, чтобы кроме приобретения определённого набора знаний и умений, каждый ученик смог раскрыть и развить свой потенциал, проявить инициативу,
творчество и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.

Неумение, неуверенность в себе являются излюбленными эмоциями подростка, которые коренятся в его жизненном плане и являются руководством к противоправному действию, как конечному итогу социальной беспомощности. Именно ею наделены все поступающие в школу подростки. А это значит, что если ребёнок уже перестал верить в то, что у него получится хорошо что-то сделать (например, хорошо успевать в школе), то он, действительно, перестаёт хотеть этого. И это не столько неумение, сколько отказ человека, даже не сделавшего попытки («у меня всё равно ничего не получится…»), обеспечить свои жизненные потребности, одной из которых является потребность осваивать учебный материал. И для того, чтобы он снова захотел понимать, необходимо, чтобы у него получилось понять и осознать то, что он усвоил. Иными словами, восстановить веру в себя, а значит и потребность в знании и понимании. Продуктивные технологии -  важнейшее средство, представляющее подросткам возможность проявить себя, убедиться в своих способностях, осознать значимость и важность своего успеха в какой-либо деятельности.

Одной из таких технологий является, на мой взгляд, технология индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО). Ни для кого не секрет, что любое обучение будет эффективным, если оно интересно. А интересным оно становится тогда, когда без труда начинает получаться то, что не получалось раньше; когда то, что казалось трудным, непонятным и скучным, оказывается простым и увлекательным. Выполняя посильное задание, обучающийся чувствует успешность. А успешность – это залог формирования активной личности, умеющей ставить цели и добиваться результатов.

Понимание же  достигается в результате применения обучающимися приёмов, перечень которых и составляет основу индивидуально-ориентированной системы обучения осмысленному чтению: постановка вопросов к тексту, составление плана, выбор ключевых слов и др..

Наряду с инновационными педагогическими технологиями и методами  широко использую в своей педагогической практике и традиционные, которые достаточно органично интегрируются с ними: практический, наглядный, словесный, методы контроля и самоконтроля.

Известно, что знания, добытые самостоятельно, хорошо сохраняются в памяти. Поэтому особое предпочтение отдаю исследовательскому методу обучения и технологии коллективной мыследеятельности, ориентированным на поиск учениками самостоятельных решений учебной проблемы. Ситуация поиска позволяет ребятам осмысливать факты, явления, идеи, делать собственные выводы. При этом планирую разнообразные формы организации учебных занятий: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. Причём при такой организации учебного процесса я не столько объясняю учебный материал, сколько запускаю в учебной группе процессы коммуникации и слежу за их качеством, создаю и отслеживаю ситуации взаимодействия между обучающимися, являясь при этом  организатором ситуативной, плановой и регулярной рефлексии.

Для повышения умственной работоспособности учеников, предупреждения утомления широко использую в своей педагогической практике здоровьесберегающие технологии: рациональную организацию урока, предполагающую чередование разных видов деятельности, эмоциональную разрядку на определённых стадиях урока, психологические релаксационные паузы, способствующие снятию усталости и напряжения.

Применяю разные виды диагностики уровня знаний обучающихся: неконтролирующие контрольные работы, экспресс-контроль, тестирование, работу по доводящим карточкам, проверку рабочих тетрадей по предмету, зачёты, контрольные и самостоятельные творческие работы, итоговые задания. Особое внимание уделяю устному опросу, поскольку устный опрос предполагает развитие языковой культуры, формирование способности давать развёрнутый, полный, логически последовательный и аргументированный ответ.

Для закрепления навыков грамотного письма использую методику зрительной и звуковой ассоциаций, написание диктантов разных типов: предупредительного, творческого, выборочного, диктанта на классификацию орфограмм, сочинения и изложения.

Широко использую в своей педагогической практике цифровые образовательные ресурсы, составляю собственные презентации  в программе Power Point, расширяю формы работы с источниками, совмещая видео-, аудио- и текстовый материал. Такое комплексное освещение темы обеспечивает более
глубокое погружение в материал, способствует его пониманию и творческому осмыслению, повышает мотивацию, духовно обогащает ребят.

Особое внимание уделяю формированию рефлексивных умений, например, посредством интерактивного метода - Формулы ПОПС.  Ученикам предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

  • Первое из предложений (позиция) начинается со слов: «Я считаю, что…».
  • Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».
  • Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …».
  • И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Становление жизненной позиции, зарождение собственной философии существования становятся фундаментом будущего социально нормального поведения. Именно здесь ребята начинают задумываться, кто они такие, в каком мире они живут, какое место они занимают в человеческих и социальных взаимодействиях. Многие заблуждаются, считая, что колония приносит вред сознанию ребёнка, деформирует его  в направлении уголовной романтики. Нет,  колония не готовит из несовершеннолетних взрослых преступников, она исправляет и перевоспитывает. Не внешние факторы воздействия, а внутреннее вызревание собственного сознания, философии легитимного поведения, многофункциональное воздействие на его чувства, мысли, поступки приводят к процессу переплавки его установок.   

В воспитании души, пробуждении духовности не случайно главная роль принадлежит предметам гуманитарного цикла, а среди них особая - литературе — виду искусства, в котором слово отражает мир: внешний, окружающий человека, и внутренний, живущий в нем самом.

Основой нравственного воспитания школьников старших классов является чтение и изучение русской классики, степень эмоционального воздействия которой безгранична, а нравственно-эстетический потенциал неисчерпаем.

В руках у меня, учителя словесника — самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве... Это могучая духовная защита, опора и очень чуткий, надежно выверенный историей и национальными традициями культурный компас.

Уроки литературы побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа. Эта проблема особенно актуальна для подростков, совершивших преступление и находящихся в воспитательных колониях.

Очень значимо, на мой взгляд, включение в урок литературы комплекса разнообразных видов искусств: слово, живопись, музыка. Это помогает эмоционально настроить ребят, разбудить их чувства и эмоции, поддерживать интерес на протяжении всего урока, повышая познавательную активность. В свою очередь усиление познавательной активности значительно повышает
эффективность и прочность сохранения материала урока в памяти обучающихся. Цель при этом: учить смотреть и видеть, видеть и чувствовать, размышлять, испытывая волнение, печаль, побеждая неуверенность, формируя готовность и желание стать лучше.

И ещё! Учитель должен знать свой урок наизусть. Не читать по конспектам, а, общаясь с ребятами, рассказывая им, смотреть им в глаза, чувствовать их.  Уроки литературы – уроки жизни!

И если после таких уроков ребята станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия «долг», «честь», «ответственность», «порядочность» не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.

Комплексный подход к обучению и сочетание различных педагогических технологий позволяют мне добиваться стабильного повышения уровня сформированности общеучебных умений и навыков, что подтверждают результаты мониторинга. У обучающихся, которые находятся в школе в  течение полугода, умение работы с текстом увеличивается на 38%, умение вести диалог – на 25%, умение работать с таблицами – на 67%. У обучающихся весь учебный год и более уровень этих умений и навыков стабильно повышается на 40-50%.

Более того, отмечается постоянное повышение интереса обучающихся к предмету, увеличение количества участников олимпиад, контрольные срезы, результаты государственной итоговой аттестации. Мои воспитанники – призёры, дипломанты и активные участники конференций, дистанционных конкурсов и проектов. За счёт внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий, а также индивидуально-ориентированной системы обучения наблюдается динамика роста успеваемости и стабильное качество знаний

 

Цвет второй: Я – классный руководитель!

Классный руководитель – это педагог, ближе всего стоящий к воспитаннику, а значит, имеющий больше возможности влиять на развитие его личности. В деле классного руководства я  выдвигаю на первый план верность своим воспитанникам. Эта верность превратилась у меня в своеобразную профессиональную веру, без которой, считаю, учитель просто не может жить в школе, особенно в школе, какой является наша.

Специальными задачами в моей педагогической деятельности, кроме обычных задач образования по развитию и ресоциализации обучающихся, являются коррекция нарушенного развития личности, преодоление негативного отношения к любой позитивной деятельности, гармонизация внутреннего мира подростка.

Одной из инновационных воспитательных технологий, применяемых мною, является имитационное моделирование. В этом случае имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве "модели" выступает само техническое средство (тренажеры, работа с приборами и т.д.). Профессиональный контекст здесь воссоздается как с помощью предмета деятельности (реального технического средства), так и путем имитации условий его применения.

Другая, не менее эффективная воспитательная технология - разыгрывание ролей (инсценировки), представляющая собой игровой способ анализа конкретных ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе. В качестве материала для разыгрывания ролей мы берём с ребятами, как правило, типичные ситуации, навыки или умения, т.е. происходит отработка действий игроков в заданных предметно-социальных условиях. Расширение ролевых позиций, в том числе и через игротерапию, является эффективным инструментом формирования механизма ресоциализации: проигрывая разные роли, воспитанник устанавливает и расширяет свои способы взаимодействия с окружающим миром, учится жить в коллективе, принимать социальные нормы и соответствовать им.

В сентябре этого учебного года мною было проведено воспитательное мероприятие «Человек и Закон» в форме деятельностно-ролевой игры. Воспитанники имели возможность попробовать свои силы в обстановке, максимально приближённой к реальным условиям взрослой жизни. Вопросы, обсуждаемые во время игры, были глобальны не только в формировании знаниевой основы о нормах, правилах и законах (юридических и моральных), но и в воспитании уважительного к ним отношения, в формировании правопослушного поведения. Необходимые знания усваивались участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения игровых действий, в формировании целостного образа той или иной реальной ситуации.

А совсем недавно, в ноябре этого года, на базе нашей колонии состоялся семинар «Конструирование локальной среды воспитания несовершеннолетних осуждённых» в рамках III Международного научно-образовательного форума  «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» при поддержке КГПУ им. В. П. Астафьева.

Мои воспитанники показали гостям мастер-класс по освоению техники ниткографии в рамках музейного урока «Жизнь и быт сибиряка». Обращаясь к русскому народному творчеству, изучая и используя детали русской национальной отделки, воспитанники удивили гостей, показав, насколько стильно и интересно могут выглядеть русские валенки.

Особенно значимыми и эффективными методами воспитательного воздействия, используемые мною в работе, являются, на мой взгляд, занятия творческого объединения «Изонить», руководителем которого я являюсь.  Здесь воспитанникам предоставляется возможность работать над собой через воображение, фантазию, творчество – и этот вид коррекции считаю наиболее значимым, поскольку воображение подростка обуславливает лёгкость вовлечения его в прикладное творчество. Во время такой работы становится возможным сформировать внутреннюю мотивационно-потребностную сферу подростка, оказать возможное педагогическое влияние на процессы его  личностного становления. Такие занятия вызывают у ребят большой интерес, запоминаются своей яркостью, новизной, интересным содержанием, оригинальными художественными выставками. Качественными показателем эффективности моей воспитательной практики являются отзывы ребят о проведённых  мероприятиях.

К интерактивным методам, используемым мною в воспитательной практике, является кейс-метод, который предполагает сиюминутный «ситуационный анализ» с разных точек зрения, с использованием разнообразных  дидактических средств.

В процессе воспитательных мероприятий активно применяю современные технологии социального и педагогического проектирования, деловых и ролевых игр, интерактивные методы, нетрадиционные формы с использованием ИКТ, в большей степени - интегративных, направленных на реализацию творческого потенциала воспитанников, на расширение социальных контактов и помощь воспитанникам в жизненном и профессиональном самоопределении.

Мои воспитанники – активные участники дистанционных конкурсов различного уровня, призёры, дипломанты, победители.

 

Цвет третий: Я – методист.

Пятнадцатый год являюсь руководителем школьного объединения классных руководителей. Воспитательная программа «Школа индивидуального воспитания», соавтором которой являюсь, получила положительную рецензию кафедры педагогики и управления образованием КГПУ им. В.П. Астафьева. Реализация данной программы способствует повышению уровня воспитанности обучающихся, формированию их нравственных ориентиров, социокультурной адаптации.

Анализируя воспитательную работу классных руководителей, роль ШМО следует отметить, что в школе создана единая система многофакторного воздействия на обучающихся с использованием инновационных воспитательных методик, методов, технологий. Место классного руководителя  рядом с воспитанником, а основная его функция – взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания и сотрудничества. Свидетельством эффективной работы ШМО классных руководителей является рост классных руководителей и воспитанников - участников и призёров международных, всероссийских, региональных и муниципальных конкурсов.

Сама являюсь активным участником профессиональных конкурсов: лауреат городского конкурса «Учитель года», победитель XIV Всероссийского конкурса «Лучший учитель года школ воспитательных колоний», лауреат Всероссийского конкурса «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях», победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование», финалист Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», призёр Всероссийской конференции «Педагогический поиск». Убеждена, любой конкурс, проект – это школа, школа общения, педагогической мудрости, мастерства, бесценного опыта изучения и внедрения  славных традиций народного образования и воспитания.

К сожалению, сегодня даже среди педагогов есть немало людей, отказавшихся от своей профессиональной деятельности. И школа со своими традициями «разумного, доброго, вечного» многих раздражает.

Да, действительно, в нашей школе за партами сидят особые ребята, которые иначе воспринимают жизнь, иначе оценивают себя и своё место в ней, требуют иного отношения. Но это вовсе не означает, что всё должно быть пущено на самотёк, стать бесцельным и неуправляемым.

Проблемы не должны приводить к пессимизму и безверию, к отказу от наших профессиональных ценностей, к самооправданию собственной слабости. Наоборот, сегодня, как никогда, нужна энергия преодоления и созидания.

Опыт моей педагогической деятельности представлен во Всероссийской, региональной и муниципальной системе образования через выступления, открытые уроки, мастер-классы и публикации (свыше 30) в сборниках печатных издательств Канска, Красноярска, Москвы, Вологды. В течение трёх лет являлась членом краевой экспертной группы по аттестации педагогических кадров.

Мастерство, эрудиция, опыт, качество никогда не приходят сами собой. Качество – всегда результат количества – прочитанного, осмысленного, проверенного на практике. Развитие и совершенствование собственной профессиональной деятельности выстраиваю через самообразование и систематическое участие в курсах повышения квалификации.

Цвет четвёртый: Я – психолог.

Колебания настроения, самочувствия, жизненного тонуса преодолеваются моими воспитанниками при помощи медитации, тренингов, аутогенных тренировок. Я широко применяю их в своей практике. Такие воздействия способствуют состоянию полного физического и психологического благополучия ребят.

Приведу одно из высказываний ребят по этому поводу: «Мне нравятся такие занятия. Я научился внутреннему сосредоточению и в то же время переключению на приятные мысли и ощущения. Раньше я не мог их преодолеть. Теперь могу «заказать» себе хорошее настроение. Я стал увереннее и выносливее».

Метод групповой личностно-ориентированной психокоррекции считаю одним из наиболее эффективных и целесообразных методов.  Групповая психокоррекция позволяет оказывать специализированную  психологическую помощь максимально возможному количеству подростков в ней нуждающихся, при этом она изначально психологически приемлема и приятна для подростка, не имеет побочных действий или осложнений. Коррекционный эффект достигается посредством осознания и понимания подростком своих психофизических возможностей и уровня соответствия их реалиям окружающей действительности, а также формированием позитивных поведенческих навыков, культуры общения.

В процессе таких контактов с воспитанниками раскрываются границы личности. Удаётся перестроить отношение к пережитому, повлиять на решение и планы, намечаемые и реализуемые в дальнейшем.

А.С.Макаренко писал: «Нашим весьма важным институтом была система перспективных линий. Человек не может жить на свете, если у него нет радости. Надо настойчиво претворять более простые виды радости – в более сложные и человечески значительные. Истинным стимулом в человеческой жизни является завтрашняя радость». Как педагог-психолог, располагающий за годы работы многообразными наблюдениями, полностью присоединяюсь к этой жизненной позиции великого педагога. И постоянно убеждаю ребят, что жизнь продолжается. «Во что  мы верим, вопреки потерям? Лишь в то, что мы живём, покуда верим!» - говорит народный учитель В.А. Караковский.  Наша жизнь многогранна, как и внутренний мир, а вечная мечта о синей птице – это вера в счастливый Завтрашний День. И очень многое в созидании завтрашнего дня зависит от каждого из нас.

Цвет пятый: Я – ветеран труда.

Сейчас мне – 57 лет. Имею звание «Заслуженный педагог Красноярского края». Ветеран труда. Мой педагогический стаж – 35 лет. Из них 20 лет -  в школе Канской  воспитательной колонии – единственной в крае колонии для несовершеннолетних.

Годы работы в школе научили меня принимать ребят такими, какими они есть, быть терпимой к ошибкам других, но требовательной к себе. Главное для учителя – создать для ученика ситуацию успеха, помочь поверить ученику в себя и научить, как восходить к вершинам, как предупредить риск падения и как суметь подняться, когда довелось упасть.

Наблюдая за жизнью, я прихожу к выводу, что задача педагога сегодня: воспитать человека, который сумеет найти своё достойное место в этом бесконечно меняющемся мире и станет успешным.

Со временем я поняла, что на вопросы, которые себе задавала: «Сумею ли я проникнуть во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смогу ли я отнестись к этому миру не предвзято и откликнуться на него? Смогу ли я помочь ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к себе, к миру, который их окружает? В достаточной ли степени я сама – творческий человек, который в состоянии сблизить ребят с людьми и их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?» Жизнь дала утвердительные ответы: «Могу! Хочу! Готова!»

Врач даёт клятву Гиппократа. Солдат – присягу. А – учитель? Что говорит он, выбирая свой путь служения людям? Уважать человека. Слышать и понимать каждого. Учить интересно. Уметь радоваться любому успеху. Увлекать мечтой и воплощать её. Быть не над ребёнком, а рядом,  вместе с ним.

Почему я учитель? Почему среди всех профессий выбрала эту? Наверное, потому что у меня есть своя, особая миссия на Земле… Быть учителем! И в этом видеть своё счастье…

Да, радостно жить! И слышать благодарное «Спасибо за урок». И отвечать: «Спасибо вам, ребята!» Спасибо за то, что учусь у вас открытости, светлому взгляду на жизнь, учусь видеть красоту и гармонию мира. И всё это вместе с вами».

 

Цвет шестой: Я – сестра, супруга, мама.

        Моя радость – две старшие сестры. Это всегда поддержка и мудрый совет. А ещё - любимый муж, сын, дочь. Дети уже взрослые и самостоятельные люди.

Конечно всем нам, и мне тоже, очень хочется, чтобы меня любили, но это — как получится, за это с меня особо не спросится, когда придет Суд всей моей жизни. А вот о том, как я любила, — спросится. Семья как раз и является тем местом, где есть возможность научиться любить. В одной древней молитве есть такие слова: «Господи, удостой меня понимать, а не искать понимания; утешать, а не искать утешения; любить, а не искать любви». Умные слова!

Я люблю свою семью! Мы вместе проводим вечера, ходим на прогулки, ездим на дачу, устраиваем пикники. У нас много общего, нам приятно общаться. Моя семья с радостью поддержит меня и даст мне совет в трудную минуту. Моя семья - это стабильность, это хорошая мотивация работать творчески. Это доверие, взаимная поддержка и взаимопонимание. Это посвящение друг другу времени и внимания.  Моя семья - моя радость!         

 

Цвет седьмой: Я – бабушка!                   

         А ещё я самая счастливая бабушка на свете. У меня есть два внука Алёша и Юра и  внучка – Люсенька.  Каждое утро, как на работу, она идёт в детский сад, чтобы вечером первой сообщить мне важные новости, показать рисунок, почитать книжки и просто поиграть. Может научить ещё меня новому танцу или приготовить со мной какую-нибудь «вкуснятину» на ужин. А в субботу – обязательно на дачу, кормить Джека и Маркизу.

В таких вот разных и важных заботах проходят день за днем. Я очень люблю своих внуков. Эти маленькие три человечка – самая великая моя радость!                                             

Вместо заключения

Я назвала своё задушевное слово «Семь цветов радости». На самом деле этих цветов неизмеримо больше. Ощущение красоты - оно в нас. Для каждого жизнь прекрасна чем-то своим.  И этим она тоже прекрасна! Жизнь прекрасна мгновениями. Мгновениями счастья, радости, грусти, светлой печали. Жизнь прекрасна своей полнотой. Полнотой ощущений, полнотой восприятия.

 Я думаю, каждый из нас, может описать эти моменты, моменты, когда он ощущал полноту себя, когда мгновение превращалось в вечность или было наполнено особым смыслом, сутью которого было ощущение красоты и гармонии этого мира...

Материнская забота, улыбка первому лучу солнца, нежность и любовь, гармония и взаимопонимание, глоток свежего воздуха, ощущение свободы, духовные ценности и внутренний мир, мечты, сердце и душа, глаза ребенка, прогулки под дождем, умение летать во сне....

Да, жизнь прекрасна! И нужно об этом помнить, даже когда вам грустно и тяжело. В этом случае вы сможете сказать себе: "Держись, всё ещё будет! Жизнь - она прекрасна, я её люблю!»

 

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2019 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»