ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

Деятельность Ассоциации, Задушевное слово

«Орущее племя», или чего нам больше всего не хватает во время самоизоляции

И.А.Григорченко (Ульяновская область)

Какие бы вы хотели услышать или прочитать задушевные слова? Какая бы история вдохновила вас на погружение в новое и неизведанное? Наверное, у каждого свое заветное слово, которое он ждет. А чего жду я? Расскажу.

Какие бы вы хотели услышать или прочитать задушевные слова? Какая бы история вдохновила вас на погружение в новое и неизведанное? Наверное, у каждого свое заветное слово, которое он ждет. А чего жду я? Расскажу.

Вынужденная самоизоляция показала, как не хватает того, что, казалось, очень мешает – детского «ора». У меня в этом году появился новый класс, класс малышей: я выпустила 11 класс и получила 5-й. Дети умненькие, добрые, но такие подвижные, такие вечно орущие (их 30).  И изменить это никак не удавалось. За один урок в 5 классе я уставала больше, чем за 5 уроков в 9, 10. Они мне даже пожелания писали: чтобы мы не орали. Сами себя ругали, но изменить ничего не получалось.  У нас даже физкультминутки проходили весьма своеобразно. Мы их заменили на «минутки бешенства». Звучит страшно, но на деле безобидно. Во время физкультминутки молчать не получалось, а в «минутку бешенства» свободно перемещались по классу, но все молча. Понятно, что такие правила были только у нас с ними, на других уроках они не работали. Это наш секрет, наша договоренность… Так мы привыкали друг к другу. А теперь…

          Все сидим в своих «окошечках», во время урока микрофоны выключены. Забавно: мои малыши тянут руку и встают во время ответа, даже выйти отпрашиваются,  но все равно это не передает атмосферу нашего класса – грустно.

И тогда мы придумали «минуту ора». Да. В конце урока мы все кричим. Ну такие мы, это наша особенность. И «минутка ора» показывает, что мы вместе, что это наш родной 5 А. Из смс родительницы в общем чате.

- Я вообще сегодня влетела в комнату, дети в компьютере, и мой в том числе, кричат, как туземцы, весело так. У всех все на позитиве!!!

У кого-то задушевные слова, а у нас задушевный «ор».

А вот в старших классах по-другому. Мне бесконечно дороги уроки литературы, где мы не только анализируем произведения, но и философствуем, думаем, спорим, сопоставляем исторические факты с современной жизнью, включаемся в литературный контекст.  И мне несказанно повезло: есть классы, где идет борьба за слово, где дети рады тому, что уроки идут в Zoom, потому что,  пока отвечает кто-то один, у всех остальных микрофоны выключены. «Я владею словом, меня не перебивают - это ценность дистанционных уроков», - считают говоруны.

Но вообще, конечно, все ребята очень скучают по школе, по урокам, по общению. Я не ошиблась: по урокам. Они и сами не ожидали, что так будет. И для меня это задушевные слова. Когда я читаю детскую переписку в группе и вижу, как они сокрушаются, что не будет онлайн урока, хочется засыпать их словами благодарности за их преданность школе. Смотрю на детей, читаю их переписку и понимаю: как же мы все соскучились по живому слову, без наушников и микрофонов. Посудите сами.

Что говорить, учитель может многое и дистанционное обучение, конечно, не остановило творческих людей. Наоборот, дало толчок к саморазвитию, освоению нового с помощью все тех же учеников. НО! Есть огромное но, которое перекрывает все плюсы. Ничто не заменит живое общение. Почему я обращаюсь к прописным истинам? Потому что очень боюсь, что будет попытка вывести дистанционное обучение из резерва.

Желаю всем наслаждаться каждым моментом общения, несмотря ни на какие трудности. Мы все преодолеем, «переорем»! Это я знаю точно.

Григорченко И.А. (Ульяновская область)

 

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2019 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»