ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

  • Главная
  • Деятельность АССУЛ
  • Краткий отчет об обсуждении Проекта Концепции школьного филологического образования в рамках II съезда АССУЛ

Деятельность Ассоциации

Краткий отчет об обсуждении Проекта Концепции школьного филологического образования в рамках II съезда АССУЛ

Обсуждение Концепции проходило 4 ноября 2014 года в рамках 4 круглых столов (секций).

  1. Современное школьное литературное образование в основной и старшей школе
  2. Актуальные вопросы преподавания русского языка в основной и старшей школе
  3. Изучение русского языка и литературы в школах с билингвальным и поликультурным составом обучающихся
  4. Миссия учителя русского языка и литературы в формировании духовно-нравственных основ личности учащихся и введение ФГОС основной и старшей школы.

Каждая группа участников обсуждала основные положения Концепции и более подробно работала над одним из разделов документа.

В отчетах о работе круглых столов были представлены наиболее важные вопросы, вынесенные на обсуждение и вызывавшие активный отклик, результаты обсуждения, утвержденные голосованием участников круглого стола.

1 секцияСовременное школьное литературное образование в основной и старшей школе

Обсуждались следующие вопросы:

  •  Определение филологического образования.
  •  Перечень научных подходов, на основе которых осуществляется изучение русского языка и литературы
  • Цели и задачи литературного образования, их системность и иерархия
  •  Место современной литературы в содержании образования
  •  Способы обеспечения преемственности всех этапов литературного образования

В результате обсуждения были достигнуты следующие результаты:

  1. Одобрен проект Концепции в целом
  2. Сформулировано предложение о системном повышении квалификации учителей начальной школы для обеспечения преемственности основных этапов школьного филологического образования
  3. Определены конкретные направления доработки и отдельные частные поправки в тексте концепции и Приложения 2. В частности, сокращен и переструктурирован раздел Концепции «Научные основы филологического образования»; увеличено количество произведений современной литературы, обязательных для изучения, внесено уточнение о необходимости изучения произведений о Великой Отечественной войне
  4. Внесены конкретные предложения в проект резолюции Съезда

2 секция. Актуальные вопросы преподавания русского языка в основной и старшей школе

Обсуждались следующие вопросы:

  • Содержание образования по русскому языку в старшем звене (на ступени Среднего общего образования)
  • Возможность распределения дидактических единиц по годам обучения
  • Роль компетентностного подхода в обучении русскому языку
  • Принципы отбора текстов для обучения русскому языку

В результате обсуждения были достигнуты следующие результаты:

  1. Одобрен проект Концепции в целом
  2. Определены конкретные направления доработки и внесены отдельные частные поправки в текст концепции и Приложения 1
  3. Подчеркнута важность изучения русского языка в старших классах как нового этапа овладения предметом
  4. Отмечена необходимость сохранения базовых научных подходов в изучении русского языка
  5. Поставлена проблема подготовки квалифицированных кадров для преподавания в классах с большим количеством учеников, слабо владеющих русским (неродным) языком
  6. Внесены конкретные предложения в проект резолюции Съезда (в частности, уточнен и расширен перечень необходимых мер государственной поддержки филологического образования)

3 секция. Изучение русского языка и литературы в школах с билингвальным и поликультурным составом обучающихся
Обсуждались следующие вопросы:

  • Особенности изучения русского языка и литературы в школах с билингвальным и поликультурным составом обучающихся.
  • Отбор предметного содержания по русскому языку и литературе с учетом специфики поликультурных классов

В результате обсуждения были достигнуты следующие результаты:

  1. Одобрен проект Концепции в целом
  2. Определены конкретные направления доработки и отдельные частные поправки в тексте Концепции в разделах «Особенности изучения литературы в школах с параллельным изучением родной литературы и в полиэтнических классах» и « Особенности изучения русского языка в школах с параллельным изучением родного языка и в полиэтнических классах»
  3. Отмечена ценность данных разделов, их необходимость в Концепции филологического образования
  4. Внесены конкретные предложения в проект резолюции Съезда

4 секция. Миссия учителя русского языка и литературы в формировании духовно-нравственных основ личности учащихся и введение ФГОС основной и старшей школы

Обсуждались следующие вопросы:

  •  Роль филологического образования в воспитании школьников
  • Требования к педагогической культуре учителя в современных условиях
  • Связь филологических дисциплин в школе с предметами гуманитарного цикла, значение метапредметных результатов образования

В результате обсуждения были достигнуты следующие результаты:

  1. Одобрен проект Концепции в целом
  2. Отмечена необходимость данного документа для разработки качественной методической документации, для поддержки  учителя в его профессиональной деятельности
  3. Отмечена необходимость согласования или сближения школьных курсов литературы и истории, важность опоры на историко-культурные знания при изучении литературы и русского языка.
  4. Одобрены предложения по вариативному построению историко-литературного курса в старших классах, внесенные в Проект Концепции.

Итоги обсуждения четырех секций (круглых столов) были представлены модераторами (А.В. Федоровым, О.Н. Левушкиной, Л.Л. Курамшиной, Е.Л. Ерохиной) и суммированы на пленарном заседании Съезда.

На пленарном заседании были в обобщенном виде представлены основные положения Концепции, определены причины, потребовавшие разработки данного документа, раскрыто значение Концепции в решении важнейших задач современного образования (доклад С.А.Зинина)

В итоге работы
 

Полную поддержку Съезда учителей получили следующие положения Концепции:

Увеличение часов на преподавание предметов «русский язык» и «литератур», закрепленное  в федеральном компоненте БУП как отражение важнейшей роли данных учебных предметов в духовно-нравственном и гражданском воспитании ученика и в сохранении единого культурно-образовательного пространства России.

Раздельное изучение Русского языка и Литературы как самостоятельных учебных предметов на всех ступенях общего образования, как основа научно-обоснованного и качественного филологического образования школьников (что необходимо закрепить в соответствующих изменениях ФГОС ОСО).

Определение содержательного ядра образования по русскому языку и литературе, при сохранении вариативного компонента в содержании и в методике преподавания. (При установлении пропорции: инвариантная часть больше вариативной на базовом уровне обучения. Инвариант – приблизительно 75% от всего содержания образования не встретил возражений)
Сохранение приоритета классической литературы, прежде всего русской классики, в содержании школьного литературного образования. (В частности предложения по списку авторов и произведений для обязательного изучения в 5-11 классах были связаны только с расширением данного списка, но не с его сокращением!)

Большинство участников обсуждения высказало отрицательное отношение к внедрению единого учебника литературы. Поэтому Съезд выступает против законодательных инициатив, направленных на подмену понятия «единое образовательное пространство» понятием «единый учебник».

Сформулированы необходимые направления деятельности профессионального сообщества на ближайшую перспективу:

  1. Разработка системы мер для обеспечения преемственности этапов филологического образования.
  2. Разработка Примерных образовательных программ по русскому языку и литературе на основе Концепции с опорой на её базовые положения.
  3. Противодействие идее единого учебника литературы как нарушающей права участников образовательного процесса.

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»