Краткий отчет об обсуждении Проекта Концепции школьного филологического образования в рамках II съезда АССУЛ
Обсуждение Концепции проходило 4 ноября 2014 года в рамках 4 круглых столов (секций).
- Современное школьное литературное образование в основной и старшей школе
- Актуальные вопросы преподавания русского языка в основной и старшей школе
- Изучение русского языка и литературы в школах с билингвальным и поликультурным составом обучающихся
- Миссия учителя русского языка и литературы в формировании духовно-нравственных основ личности учащихся и введение ФГОС основной и старшей школы.
Каждая группа участников обсуждала основные положения Концепции и более подробно работала над одним из разделов документа.
В отчетах о работе круглых столов были представлены наиболее важные вопросы, вынесенные на обсуждение и вызывавшие активный отклик, результаты обсуждения, утвержденные голосованием участников круглого стола.
1 секция. Современное школьное литературное образование в основной и старшей школе
Обсуждались следующие вопросы:
- Определение филологического образования.
- Перечень научных подходов, на основе которых осуществляется изучение русского языка и литературы
- Цели и задачи литературного образования, их системность и иерархия
- Место современной литературы в содержании образования
- Способы обеспечения преемственности всех этапов литературного образования
В результате обсуждения были достигнуты следующие результаты:
- Одобрен проект Концепции в целом
- Сформулировано предложение о системном повышении квалификации учителей начальной школы для обеспечения преемственности основных этапов школьного филологического образования
- Определены конкретные направления доработки и отдельные частные поправки в тексте концепции и Приложения 2. В частности, сокращен и переструктурирован раздел Концепции «Научные основы филологического образования»; увеличено количество произведений современной литературы, обязательных для изучения, внесено уточнение о необходимости изучения произведений о Великой Отечественной войне
- Внесены конкретные предложения в проект резолюции Съезда
2 секция. Актуальные вопросы преподавания русского языка в основной и старшей школе
Обсуждались следующие вопросы:
- Содержание образования по русскому языку в старшем звене (на ступени Среднего общего образования)
- Возможность распределения дидактических единиц по годам обучения
- Роль компетентностного подхода в обучении русскому языку
- Принципы отбора текстов для обучения русскому языку
В результате обсуждения были достигнуты следующие результаты:
- Одобрен проект Концепции в целом
- Определены конкретные направления доработки и внесены отдельные частные поправки в текст концепции и Приложения 1
- Подчеркнута важность изучения русского языка в старших классах как нового этапа овладения предметом
- Отмечена необходимость сохранения базовых научных подходов в изучении русского языка
- Поставлена проблема подготовки квалифицированных кадров для преподавания в классах с большим количеством учеников, слабо владеющих русским (неродным) языком
- Внесены конкретные предложения в проект резолюции Съезда (в частности, уточнен и расширен перечень необходимых мер государственной поддержки филологического образования)
3 секция. Изучение русского языка и литературы в школах с билингвальным и поликультурным составом обучающихся
Обсуждались следующие вопросы:
- Особенности изучения русского языка и литературы в школах с билингвальным и поликультурным составом обучающихся.
- Отбор предметного содержания по русскому языку и литературе с учетом специфики поликультурных классов
В результате обсуждения были достигнуты следующие результаты:
- Одобрен проект Концепции в целом
- Определены конкретные направления доработки и отдельные частные поправки в тексте Концепции в разделах «Особенности изучения литературы в школах с параллельным изучением родной литературы и в полиэтнических классах» и « Особенности изучения русского языка в школах с параллельным изучением родного языка и в полиэтнических классах»
- Отмечена ценность данных разделов, их необходимость в Концепции филологического образования
- Внесены конкретные предложения в проект резолюции Съезда
4 секция. Миссия учителя русского языка и литературы в формировании духовно-нравственных основ личности учащихся и введение ФГОС основной и старшей школы
Обсуждались следующие вопросы:
- Роль филологического образования в воспитании школьников
- Требования к педагогической культуре учителя в современных условиях
- Связь филологических дисциплин в школе с предметами гуманитарного цикла, значение метапредметных результатов образования
В результате обсуждения были достигнуты следующие результаты:
- Одобрен проект Концепции в целом
- Отмечена необходимость данного документа для разработки качественной методической документации, для поддержки учителя в его профессиональной деятельности
- Отмечена необходимость согласования или сближения школьных курсов литературы и истории, важность опоры на историко-культурные знания при изучении литературы и русского языка.
- Одобрены предложения по вариативному построению историко-литературного курса в старших классах, внесенные в Проект Концепции.
Итоги обсуждения четырех секций (круглых столов) были представлены модераторами (А.В. Федоровым, О.Н. Левушкиной, Л.Л. Курамшиной, Е.Л. Ерохиной) и суммированы на пленарном заседании Съезда.
На пленарном заседании были в обобщенном виде представлены основные положения Концепции, определены причины, потребовавшие разработки данного документа, раскрыто значение Концепции в решении важнейших задач современного образования (доклад С.А.Зинина)
В итоге работы
Полную поддержку Съезда учителей получили следующие положения Концепции:
Увеличение часов на преподавание предметов «русский язык» и «литератур», закрепленное в федеральном компоненте БУП как отражение важнейшей роли данных учебных предметов в духовно-нравственном и гражданском воспитании ученика и в сохранении единого культурно-образовательного пространства России.
Раздельное изучение Русского языка и Литературы как самостоятельных учебных предметов на всех ступенях общего образования, как основа научно-обоснованного и качественного филологического образования школьников (что необходимо закрепить в соответствующих изменениях ФГОС ОСО).
Определение содержательного ядра образования по русскому языку и литературе, при сохранении вариативного компонента в содержании и в методике преподавания. (При установлении пропорции: инвариантная часть больше вариативной на базовом уровне обучения. Инвариант – приблизительно 75% от всего содержания образования не встретил возражений)
Сохранение приоритета классической литературы, прежде всего русской классики, в содержании школьного литературного образования. (В частности предложения по списку авторов и произведений для обязательного изучения в 5-11 классах были связаны только с расширением данного списка, но не с его сокращением!)
Большинство участников обсуждения высказало отрицательное отношение к внедрению единого учебника литературы. Поэтому Съезд выступает против законодательных инициатив, направленных на подмену понятия «единое образовательное пространство» понятием «единый учебник».
Сформулированы необходимые направления деятельности профессионального сообщества на ближайшую перспективу:
- Разработка системы мер для обеспечения преемственности этапов филологического образования.
- Разработка Примерных образовательных программ по русскому языку и литературе на основе Концепции с опорой на её базовые положения.
- Противодействие идее единого учебника литературы как нарушающей права участников образовательного процесса.