ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

  • Главная
  • Регионы
  • Санкт-Петербург
  • III Всероссийская Петербургская методическая школа учителей-словесников «Традиции и новации школьной филологии»: Публичные лекции ведущих специалистов и мастер-классы

Деятельность регионов, Санкт-Петербург

III Всероссийская Петербургская методическая школа учителей-словесников «Традиции и новации школьной филологии»: Публичные лекции ведущих специалистов и мастер-классы

24 марта 2017 года в Санкт Петербурге прошла III Всероссийская Петербургская методическая школа учителей-словесников «Традиции и новации школьной филологии»: Публичные лекции ведущих специалистов и мастер-классы (под эгидой Ассоциации учителей литературы и русского языка).

Организатором Школы в третий раз выступили ГБОУ «Президентский физико-математический лицей № 239» Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия последипломного педагогического образования, региональное отделение АССУЛ и центр « Лекториум». Вся подготовительная работа и проведение школы обеспечила Сердакова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе Президентского ФМЛ 239.

В школе приняли участие более 200 учителей русского языка и литературы из Санкт-Петербурга и 11 регионов РФ (Брянская, Кировская, Псковская области, Астрахань, Челябинск, Москва и т. д). Такая география – традиция Школы.

В программе Школы были встречи с выдающимися представителями творческой интеллигенции, мастер-классы учителей словесности. Методическая Школа была посвящена вопросам модернизации содержания филологического образования, демонстрации технологий формирования предметных, метапредметных, личностных результатов учителей-филологов Санкт-Петербурга и России. Участники встречи на Неве прослушали две публичные лекции ( Мурина, Ефремова) и приняли участие в 14 мастер-классов , познакомились с инновационными проектами ( Беляк, Сомов, Полякова). О результатах и уровне Школы говорят сами ее участники, один из отзывов мы прилагаем.

Из записной книжки учителя-словесника
Два дня в Петербурге

24 марта 2017 года. Санкт – Петербург. Президентский физико-математический лицей №239. Третья Всероссийская методическая школа словесников «Традиции и новации школьной филологии» (в рамках Петербургского педагогического международного форума).

Северная столица встретила нас приветливо, порадовала солнечная погода (столь необычная для Петербурга!). Однако пронизывающий ветер напоминал о той «двойственности», которую отмечали все великие поэты. Предстоял серьезный разговор об актуальных вопросах преподавания филологии в школе.

Данное мероприятие собрало всех неравнодушных педагогов из разных регионов России, всех тех, кого волнуют проблемы преподавания русского языка и литературы на современном этапе. Программа Школы была насыщенной: лекции, мастер-классы от ведущих методистов и учителей словесности Санкт-Петербурга.

Актовый зал. Приветственное слово директора Лицея Максима Яковлевича Пратусевича - и сразу же признание в любви к литературе! Очень расположило всех присутствующих.

Публичная лекция Заслуженного учителя России Д.Н.Мурина «Методика преподавания литературы: вчера, сегодня, завтра. Мысли вслух» заставила задуматься о многом. Во-первых, о том, что инновации в литературе необходимы, но они должны опираться на традиции, а не «душить» их; во-вторых, человек должен читать, ибо чтение дает знания; в-третьих, именно классическая литература способна затронуть душу читателя, сделать его лучше; в-четвертых, учитель – словесник, обладающий знаниями и методикой, может и должен воспитывать грамотного читателя-человека. Да, именно от учителя – словесника, профессионала, зависит будущее литературного образования.

Мастер - класс С.В. Федорова, к.п.н., доцента, заведующего кафедрой филологического образования СПб АППО, восхитил. Заочно я не раз встречалась с ним на «Петербургских перекрестках». А тут представился случай пообщаться «вживую». Перед нами фрагмент из романа В.Набокова « Дар». Я - в роли ученицы. Учитель ведет за собой - и вот непростая проза Набокова превращается в поэзию, и я открываю ее тайны. И я прекрасно понимаю, что каждый вот так должен вести за собой ученика, открывать перед ним горизонты литературы, а не оставлять одного, учить всматриваться в каждое слово.

Литературный вторник 11-7 класса. Традиция Лицея. Что-то завораживающее! Полная тишина. И вдруг…Величие, простота и безысходность...Трагическая судьба И. Бродского вдруг щемящей болью отозвалась в моем сердце.

Мастер-класс Т.В.Рыжковой, к.п.н., доцента кафедры преподавания русского языка и литературы «Устное сочинение: зачем. Когда и как?» в связи с введением устной части в ГИА оказался весьма информативным. Татьяна Вячеславовна подробно рассказала о том, как происходит «речепорождение», дала практические советы по совершенствованию устной речи обучающихся: слушать аудиокниги в хорошем исполнении, с целью расширения словарного запаса проводить лексическую работу (зачастую наши ученики не знают значения слова!), грамматическую (формирование грамматического слуха) и синтаксическую работу (овладение связной речью) на каждом уроке; создавать собственные тексты, пробовать себя в роли лекторов, экскурсоводов, прокуроров и адвокатов для того, чтобы на уроках звучала подготовленная речь и т.д. Но учитель-словесник не должен оставаться один, ему необходимо объединиться с учителями истории, географии, искусства и т.д. для того, чтобы помочь обучающему овладеть нормами русского языка. Ещё было неплохо добавить часы на развитие речи!

Огромный интерес вызвал совместный проект филологического факультета СПбГУ и ИРЛИ Пушкинский дом, представленный аспирантом СПбГУ Г.Н.Беляком, «Электронная интерактивная модель академического издания классиков (на примере «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина)» Очень интересно! Вот здесь как раз традиции и новации идут рядом!

Публичная лекция доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка РГПУ им. А.И.Герцена В.А.Ефремова
« Русский язык в интернете» вызвала смешанные чувства. Да, наши дети общаются в ИНТЕРНЕТЕ - это хорошо (новации!), но на каком языке (где же традиции?). Стоит над этим задуматься!

Всероссийская методическая школа словесников завершила свою работу. Заставила о многом задуматься. Каждый из нас взял для себя что-то важное из общения со своими коллегами. Мы - «герои нашего времени» (именно так называют учителей русского языка и литературы в социальных сетях!). И поэтому оптимизма нам не занимать! Завтра мы опять войдем в класс…и будем говорить о красоте русского языка и уникальности нашей литературы…

Не могу не вспомнить знаменитые строки А.Блока: «И вечный бой! Покой нам только снится…»

P.S. Уважаемая Любовь Александровна, Вероника Витальевна, Сергей Владимирович, спасибо за приглашение, организацию замечательного праздника для словесников. Вы и весь коллектив Лицея делаете поистине героическую работу. Наблюдая за всем происходящим, я сделала для себя вывод о том, что в Петербурге все как-то проще, честнее что ли, а мы в провинции «погрязли» в каком-то мещанстве. Вы открыты и делаете благородное дело.

А еще хотелось бы не один день, а несколько!!! Уж очень насыщенной была программа - хотелось побывать всюду. С пожеланием добра и с надеждой на новую встречу.

А.Е. Глушак, учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ №9 г. Клинцы Брянской области
От имени всех участников школы, огромное спасибо всем организаторам удивительных весенних встреч в Петербурге, спасибо Лицею и удивительному директору Максиму Яковлевичу Пратусевичу, замечательной команде АССУЛ – Сергею Владимировичу Федорову, Любови Александровне Сердаковой и Веронике Витальевне Разумец за удивительный праздник профессионального общения! Мы собираем чемоданы на встречу 2018 года.

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2019 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»