ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

  • Главная
  • Анонсы
  • Изучение русской словесности : аксиологический подход – тема расширенного заседания Координационного совета АССУЛ

Анонсы

Изучение русской словесности : аксиологический подход – тема расширенного заседания Координационного совета АССУЛ

13 ноября в рамках Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности и III съезда Общества русской словесности прошло расширенное заседание Координационного совета АССУЛ, в котором приняло участие более 56 представителей из разных регионов России. Заседание проходило в смешанном формате.

Открытие расширенного заседания КС АССУЛ. Приветственное слово  председателя КС ССУЛ Дудовой Л.В.

 

 Подключение к расширенному заседанию КС АССУЛ на платформе ZOOM 

Предметом разговора стали проблемы изучения русской классики на современном этапе. Участникам расширенного заседания был предложен опыт аксиологического подхода в изучении русской словесности на примере реализации проекта «Год русской классики в школе. Вечные спутники: взгляд из XXI века», инициированного в 2021 году АССУЛ, журналом «Отчий край» и поддержанный Российским обществом «Знание».

Заседание открыли доклады членов АССУЛ д.п.н., профессора кафедры технологий филологического образования РГПУ им. А.И. Герцена, руководителя отделения АССУЛ Ленинградской области Елены Робертовны Ядровской, д.ф.н., учителя русского языка и литературы школы №1516 г. Москвы, главного редактора издательства «Русское слово», члена КС АССУЛ Алексея Владимировича Федорова и профессора кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И. Герцена, к.ф.н., председателя КС АССУЛ Л.В. Дудовой.

Презентация Ядровской Е.Р. "Аксиологический подход в преподавании русской словесности в современной российской школе как ответ на вызовы общества потребления": скачать файл

Докладчики обратили внимание на актуальность аксиологического потенциала классики на современном этапе развития цивилизации, когда происходит под натиском общества потребления разрушение ценностных установок и смыслов, веками формировавшихся в российском обществе, обеспечивавших развитие нашей страны и преемственность культурного кода из поколения в поколение. Найти инструментарий, который сможет обеспечить передачу этого нравственного и духовного опыта, зафиксированного в произведениях русской классики, которая широко представлена в школьных программах по литературе и закреплена в нашем языке, вот непростая задача для современного учителя словесности. А то, что инструментарий такой имеется, а разговоры о том, что русская классическая литература  не может стать интересной  современному школьнику  и ее нужно исключить из школьных , преждевременны, доказала реализация проекта, приуроченного к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, «Год русской классики в школе. Вечные спутники: взгляд из XXI века». В пространство проекта были вовлечены имена и других писателей-юбиляров, произведения-юбиляры 2021 года, а также ставшие традиционными мероприятия АССУЛ, среди которых литературные квесты, тематические диктанты и многое другое.

Презентация Дудовой Л. В. "ГОД РУССКОЙ КЛАССИКИ В ШКОЛЕ. ВЕЧНЫЕ СПУТНИКИ: ВЗГЛЯД ИЗ ХХI ВЕКА": скачать файл

Вслед за пленарными докладами последовали презентации опыта работы с классикой представителей РО АССУЛ Ярославской, Волгоградской, Рязанской, Калужской, Ульяновской областей и местного отделения АССУЛ г. Симферополя, представительств АССУЛ в Донецкой народной республике и Луганской народной республике.

О том , как проходил Всероссийский фестиваль «Н.А. Некрасов: творческий взгляд 200 лет спустя», рассказала команда фестиваля проекта из Ярославской области -учитель из Красноткацкой школы Бутусов Алексей Владимирович, учитель школы №69 г. Ярославля и доцент Ярославского института развития образования Киселева Наталья Витальевна, учитель школы №3 и доцент Ярославского государственного педагогического университета Лукьянчикова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы, руководитель Угличского отделения АССУЛ Ярославской области Казюлина Елена Владимировна. Вдохновителем проекта была Марина Анатольевна Соловьева, руководитель Ярославского отделения АССУЛ, член  КС АССУЛ.

Выступления докладчиков не только продемонстрировали многообразие технологий работы с творчеством сына ярославской земли Н.А. Некрасова, но и развеяли миф о том, что некрасовские произведения недоступны современному школьнику. Оказалось, что некрасовские строки его произведений по-прежнему вызывают самый живой отклик в сердцах читателей и почитателей русской литературы и в России, и за ее пределами.  Свидетельство тому  и география участников фестиваля, и статистика.

Вслед за блоком выступлений, посвященных юбилею Н.А. Некрасова,  был представлен опыт работы с произведениями другого юбиляра – Ф.М. Достоевского. Его представили инициаторы проекта – волгоградцы в лице руководителя РО АССУЛ в Волгоградской области, сопредседателя КС АССУЛ и директора лицея №5 им. Ю.А. Гагарина г. Волгограда Ларисы Александровны Тропкиной и авторы очень интересной акции «Читаем великого классика вместе», приуроченной к 200-летию Ф.М. Достоевского, методист отдела развития общего образования, к.п.н, член Калужского отделения АССУЛ Наталья Юрьевна Проскурнина.

Тропкина Л.А., г. Волгоград. Всероссийский конкурс эссе «Человек есть тайна. Ее надо разгадать…», посвященный 200-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского.  #ОткройДостоевского200 -  челлендж в социальной сети Instagram

 

Итоги челленджа. В социальной сети Instagram по тегу #ОткройДостоевского200 размщено 608 публикаций

 

   

Работы по тегу #ОткройДостоевского200  в Instagram

Сообщения Л.А. Тропкиной и Н.Ю. Проскурниной не только  продемонстрировали разнообразие подходов в работе с произведениями великого писателя, но и продемонстрировали неподдельный интерес самой широкой возрастной категории читателей к наследию писателя. Вывод из выступлений докладчиков был один:  произведения Ф.М. Достоевского, эпоха их создания и биография писателя по-прежнему актуальны , только нужно найти ключик, выбрать верный инструмент и тональность, чтобы открылись смыслы и возникло желание размышлять на вечными вопросами, поставленными писателем в его произведениях. Похоже, что в Волгограде и Калуге имеют такие инструменты, если на призыв к участию в мероприятиях откликнулись тысячи читателей и почитателей творчества писателя из России и зарубежных стран, а чат пестрил записями – как интересно, здорово, хотим участвовать.

Презентация Проскурниной Н.Ю. "Всероссийская акция «Читаем великого классика вместе» ": скачать файл

Отдельный блок заседания был связан с вопросами аксиологического подхода в изучении русского языка. Старт обсуждению был дан членами АССУЛ, представителями лаборатории филологического образования Института стратегий развития образования Минпросвещения, авторами учебников русского языка и русского(родного) языка, по которым учатся  миллионы наших школьников, Ольгой Макаровной Александровой и Ириной Нургаиновной Добротиной. Убедительно, с опорой на нормативно - правовую основу и Концепцию преподавания русского языка и литературы в российской школе докладчики продемонстрировали актуальность усиления именно аксиологической составляющей при достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в процессе изучения предмета «русский язык», обратив особое внимание на разницу в методологических подходах к отбору содержания  образования при формировании контента предметов «русский язык» и «родной язык. русский».

Добротина И.Н. об аксиологическом подходе к изучению русского языка

Презентация Александровой О.М., Добротиной И.Н. "Русский язык и родной язык (русский) в аспекте методологии проектирования содержания образования": скачать файл

Демонстрацией возможностей решения задач формирования грамотного читателя и знатока русского языка, воспитания интереса к нашему великому и могучему языку, творчеству представителей русской классической литературы на примере такой привычной формы как диктант стали сообщения руководителя РО АССУЛ Рязанской области, заслуженного учителя России Карпачевой Галины Владимировны и  руководителя представительства АССУЛ в Луганской народной республике , директора гимназии №30 имени Н.Т.Фесенко Лины Анатольевны Вокаловой.

 

 

Вокалова Л.А., ЛНР, г. Луганск. Международная общественная акция "Далевский диктант"

Практика показала, что и сегодня диктант, особым образом построенный на литературной основе, способен собрать тысячи участников из разных уголков России и зарубежных стран, а сам диктант способен открыть бесконечные возможности для проведения масштабных акций в регионе. Так случилось с Далевским диктантом  в Луганской народной республике: он за совсем короткий срок превратился из  городского мероприятия, связанного с именем нашего великого создателя Словаря живого великорусского языка Владимиром Ивановичем Далем, в общереспубликанскую акцию и международный проект, в котором участвуют тысячи любителей русской словесности.

 Свою историю имеет и Есенинский диктант, который родился и проходит на родина С.А.Есенина уже пять лет, каждый год вовлекая в свою орбиту новых и новых почитателей творчества нашего поэта, раздвигая географические горизонты и открывая  новые таланты. Завершавшее выступление Галины Владимировны Карпачевой – идеолога этой акции, чтение поэтических срок , рожденных в рамках проведения Есенинского  диктанта, - лучшее тому  подтверждение.

Карпачева Г.В., г. Рязань. "Есенинский диктант"

Презентация Карпачевой Г.В.  "Межрегиональная акция "Есенинский диктант": скачать файл

Совершенно по-особому воспринималось выступление ректора Горловского института иностранных языков, доктора филологических наук, профессора, руководителя представительства АССУЛ в Донецкой народной  республике  Светланы  Александровны Кочетовой. Ей и ее удивительной команде удалось реализовать совершенно по-новому проекты, связанные с технологией квеста. Именно по инициативе этого замечательно коллектива проекта «Республика читает» под эгидой АССУЛ не первый год реализуется и проект литературного квеста по произведениям русской классики -юбиляров года. Число участников, желающих прочесть, перечесть скрупулезно, вдумчиво страницы бессмертных произведений русской классики растет, а сама технология нашла много сторонников далеко за пределами республики, что служит лучшим доказательством  бессмертия классики и неспособности орудийной канонады заглушить голос муз. Не верите? Обратитесь к горловцам, у них есть весомые аргументы для доказательств. Спасибо им за их работу! Сегодня они предлагают перечитать  «Чайку» А.П. Чехова.

Кочетова С.А., ДНР, г. Горловка. Квесты на литературной основе.

Технологию филологической регаты в постижении русской классики предлагают активно использовать крымчане. Они только определились с навигацией, но как сообщила в своем выступлении руководитель местного отделения АССУЛ г. Симферополя республики Крым, учитель русского языка и литературы и методист «Информационно-методического центра» г. Симферополя Ирина Леонидовна Челышева - поклонников у Гриновской регаты уже достаточно, и они совершенно не стремятся войти в тихую гавань. Напротив, они уже вышли в международные воды и уточняют маршруты следующих экспедиций. Создавать свои команды для путешествия по страницам произведений А.Грина и не только его уже начали даже ученики начальной школы. Ну что же, семь футов под килем и открытия новых материков в  литературном океане! 

Челышева И.Л., респ. Крым, г. Симферополь. "Гриновская регата"

Презентация Члышевой И.Л.  "Под парусами Александра Грина или как мы проводили филологическую регату": скачать файл

(для запуска презентации необходимо запустить exe файл, презентация в формате prezi win)

Завершающим аккордом в заседании КС АССУЛ стала пушкинская тема. Оказывается, что и сегодня Пушкин интересен не только кабинетным исследователям и педагогам. Он по-прежнему «наше все», как бы банально это не звучало. Не верите? Тогда аргументы приведет автор акции «Читаем А.С. Пушкина», руководитель РО АССУЛ Ульяновской области, член КС АССУЛ, Заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы Мариинской гимназии г. Ульяновска Ирина Александровна Григорченко. Просмотрев вместе с очень авторитетным жюри тысячи видеороликов, она утверждает, что произведения поэта читают не только на русском языке и не только в России люди разных возрастов, профессий, читают вдохновенно, проникновенно и с любовью. Двери открыты, присоединяйтесь. Например, в республике Сирия читают и записывают ролики уже целый год.

Григорченко И.А., г. Ульяновск. Конкурс видеороликов "Читаем А.С. Пушкина"

Презентация Григорченко И.А.  "Международный конкурс видеороликов "Читаем А.С. Пушкина": скачать файл

 

 

 Работа абсолютного победителя Международного конкурса "Читаем А.С. Пушкина" Нешева Артема, ДНР, г. Макеевка.

Номинация "Мой Пушкин". "Цветок"

 

 

Работа лауреата 1 степени Fox Alexey , Московская область. Номинация "Мой Пушкин". "Брожу ли я вдоль улиц шумных"

Конечно, заседание было бы незавершенным, если бы мы не сказали о  центральном мероприятии АССУЛ, которое уже восьмой год идет по миру и собирает все новых и новых поклонников русского языка и русской литературы из разных уголков нашей страны  и мира. Это, конечно, Международная просветительская акция «Пушкинский диктант», который в 2021 году был посвящен юбилярам  -  Ф.М. Достоевскому и Н.А. Некрасову. Образы России и детства в произведениях Пушкин, Некрасова и Достоевского – такую тему выбрали организаторы Акции в этом году и  в своем выборе не ошиблись.

О том, как проходила акция, какие новые аспекты работы с текстами русской классической литературы и возможности осуществления межпредметных связей, расширения лингвистического кругозора открывает этот проект говорила д.п.н., профессор, заведующая кафедрой литературы Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, председатель методической комиссии акции -2021 года Елена Иванова Хачикян. Ее рассказ венчал фильм «Калуга принимает Пушкиский-диктант-2021», созданный об акции студентами этого университета как дипломная работа.

Хачикян Е.И., г. Калуга. Председатель Оргкомитета Международной просветительской акции "Пушкинский диктант" 2021.

 

 

"И сердце бьётся в упоенье...": Калужские страницы "Пушкинского диктанта". 

Автор фильма -  Сергей Ус, студент 4 курса  Института филологии и массмедиа, направление подготовки "Журналистика"

Творчество русских классиков рождает возможность творить. Кто скажет после этого, что классика умерла? Нет, классика живет,    каждому поколению по - своему открывая вечные истины по - своему. Открывает не сразу, с трудом. Но Истина и не может постигаться иначе. Именно потому читайте и перечитывайте классику. Время будет потрачено не зря.

Отчет по итогам расширенного заседания Координационного совета подготовили Л.В.Дудова и Л.Г.Рудман

Творчество русских классиков рождает возможность творить. Кто скажет после этого, что классика умерла? Нет, классика живет,    каждому поколению по - своему открывая вечные истины по - своему. Открывает не сразу, с трудом. Но Истина и не может постигаться иначе. Именно потому читайте и перечитывайте классику. Время будет потрачено не зря.

Отчет по итогам расширенного заседания Координационного совета подготовили Л.В.Дудова и Л.Г.Рудман

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2019 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»