IX Международная научно-методическая конференция «ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ШКОЛА: ДИАЛОГ И СОТРУДНИЧЕСТВО»
Программа
IX Международной научно-методической конференции
«ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ШКОЛА:
ДИАЛОГ И СОТРУДНИЧЕСТВО»
16-17 декабря 2016 года
Москва
16 декабря 2016 года:
11.00-12.00 – семинар-вебинар для некоммерческих неправительственных организаций по теме «Реализация социально значимых проектов в гуманитарной сфере: направления, принципы и методология» (МИОО, Тимирязевская, д. 36, ауд. 207). Ссылка для просмотра вебинара: http://connect.mioo.ru/webinar/.
- Дудова Людмила Васильевна, к.ф.н., профессор, заведующая кафедрой филологического образования МИОО, председатель Координационного совета ООО «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Гуманитарное проектирование в современных социокультурных условиях.
- Дощинский Роман Анатольевич, к.п.н., доцент кафедры филологического образования МИОО, член Общественной палаты РФ. Грантовая политика в области поддержки социально значимых проектов.
- Андрущенко Елена Викторовна, финансовый директор ООО «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Финансовое обеспечение реализации проектов в гуманитарной сфере.
- Левушкина Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО, руководитель проекта «Со словарями по жизни». Формирование словарной культуры в обществе средствами социально значимых проектов.
- Трешина Инга Валерьевна, к.п.н., председатель Ассоциации педагогов дополнительного образования, руководитель проекта «Журавли надежды». Роль Ассоциации педагогов дополнительного образования в продвижении лучших гуманитарных практик.
- Жукова Надежда Генриховна, председатель регионального отделения ООО «Ассоциация учителей литературы и русского языка» в Ивановской области; Серова Татьяна Викторовна, председатель регионального отделения ООО «Ассоциация учителей литературы и русского языка» в Смоленской области; Скорибченко Валентина Николаевна, представитель регионального отделения ООО «Ассоциация учителей литературы и русского языка» в Брянской области. Из опыта реализации филологически ориентированных проектов в Центральном федеральном округе.
- Свободный микрофон: обмен опытом работы по реализации социально значимых проектов в гуманитарной сфере.
15.30-17.30 – круглый стол по теме «Интерактивное пространство развития детей XXI века» (ОПРФ, Миусская площадь, д. 7, стр. 1, 5 этаж). На круглый стол приглашаются отдельные участники на основании официального приглашения.
15.30.-17.30 – метапредметная детско-взрослая читательская конференция «Современный кинематограф и Я-читатель» (ОПРФ, Миусская площадь, д. 7, стр. 1, ЗОМ 1, ЗОМ 2, ЗОМ 3). По вопросам проведения читательской конференции обращаться по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (Юнусова Бахаргуль Сафаровна).
17 декабря 2016 года:
(ГБОУ города Москвы «Многопрофильный лицей № 1799»,
ул. Большая Ордынка, д. 15)
10.00-10.30 – регистрация, работа выставки учебно-методической литературы.
10.30-12.00 – пленарное заседание:
- Дудова Людмила Васильевна, к.ф.н., профессор, заведующая кафедрой филологического образования МИОО, председатель Координационного совета ООО «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Филология и современная образовательная политика.
- Махмурян Каринэ Степановна, д.п.н., профессор, ведущий специалист Московского центра педагогического мастерства. Специфика олимпиадных заданий по предметам филологического цикла.
- Цыбулько Ирина Петровна, к.п.н., председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ по русскому языку. Поговорим об устной части экзамена по русскому языку.
- Ватсон Елена Рафаэлевна, к.ф.н., заведующая кафедрой иностранных языков МИОО. Использование аутентичной англоязычной детской литературы XX-XXI вв. на уроках английского языка.
- Ерохина Елена Ленвладовна, д.п.н., доцент МПГУ. Оценка сформированности коммуникативной компетенции выпускников российских школ.
- Смирнов Юрий Алексеевич, руководитель Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение». Лингвистическое образование сегодня: актуальные задачи и пути их решения в процессе обучения иностранному языку.
12.00-12.30 – кофе-пауза
12.30-14.00 – работа секций учителей иностранных языков по теме «Вопросы развития компетенции учителей иностранного языка в области оценивания результатов обучения».
12.30-14.00 – работа секций учителей русского языка и литературыпо теме «Актуальные подходы в изучении и преподавании русского языка и литературы».
Секция №1 «Теория и практика анализа художественного текста»
Модератор секции: Дмитриевская Лидия Николаевна, д.ф.н., профессор кафедры филологического образования МИОО
- Жук Елена Владимировна, Рясная Инна Вячеславовна. Формирование представления о создании киносценария на уроках литературы (из опыта работы).
- Крюкова Оксана Николаевна. Размышление о способах «возвращения к первоистокам…».
- Гущин Юрий Геннадьевич, Сутягина Анна Юрьевна. Рассказ В.Г. Короленко «Черкес» (творческая история, жанровое своеобразие, использование светоцветообозначений).
- Сутягина Анна Юрьевна. «Литературная гостиная»: необходимость или развлечение?»
- Миронова Наталия Александровна. Сравнительно-исторический подход при изучении русской поэзии XVIII века в 9 классе.
- Федосеева Наталия Викторовна, Лёвкина Елена Викторовна. Современные технологии изучения художественного текста во внеурочной деятельности.
- Аникин Антон Андреевич. Язык художественных деталей: разбор эпизодов из школьной классики.
- Михайлова Елена Анатольевна. Системность изучения жанров как способ смыслопорождения читательской деятельности.
- Еремина Мария Дмитриевна. И.А. Крылов – реформатор басенного жанра. Сравнительный анализ басни А.П. Сумарокова, И.И. Дмитриева и И.А. Крылова.
- Белкина Юлия Алексеевна. Филологическая лаборатория как форма работы по анализу лирического текста.
- Каткова Мария Андреевна. Освоение учащимися опыта литературоведческой деятельности и универсальных учебных действий на уроках-практикумах по литературе.
- Закирова Наталия Николаевна. Наследие В.Г. Короленко в образовательном пространстве Удмуртии: содержание и учебно-методическое сопровождение изучения жизнетворчества писателя.
- Пономарева Елена Владимировна. Гибкость жанровых конструкций в малой прозе 1920-х гг.: к проблеме школьного и вузовского изучения.
Секция №2 «Методика преподавания литературы»
Модератор секции: Виноградова Елена Алексеевна, ведущий методист издательства «Русское слово»
- Соколова Алла Александровна. Реализация принципа интеграции при изучении литературы в средней школе.
- Зверева Лиана Юрьевна. Организация исследовательской деятельности учащихся по литературе в рамках школьного проекта «Моё открытие» (из опыта работы).
- Соловьёва Мария Витальевна. Проектирование современных учебных занятий по литературе с выходом на создание сочинения.
- Конюхова Елена Станиславовна. Урок литературы в усадьбе Мелихово.
- Баранова Марина Юрьевна, Давыдова Надежда Сергеевна. Развитие творческих способностей детей на уроках литературного чтения в начальной школе через изучение темы «Устное народное творчество».
- Лагуточкина Лариса Николаевна. Путешествуем по булгаковской Москве.
- Проскурнина Наталья Юрьевна. Применение стратегий смыслового чтения при изучении биографии писателя на уроках литературы.
- Сергеева Вера Борисовна. Итоговое сочинение как решение творческой задачи на основе метапредметных умений.
- Маркушова Анна Александровна. Интегрирование элементов «Инновационной технологии литературного образования» в обязательную образовательную программу 5 класса.
- Конюхова Елена Станиславовна. Методика преподавания русской литературы в иноязычной аудитории.
- Новикова Лариса Васильевна. Методическое обеспечение промежуточного и итогового контроля по литературе в выпускном классе.
- Мещанкина Надежда Александровна. Современные подходы к изучению литературы в школе.
- Виноградова Елена Алексеевна. Формирование учебно-информационных умений на уроке русского языка и литературы.
Секция №3 «Проблема детского и подросткового чтения в современном мире»
Модератор секции: Кутейникова Наталья Евгеньевна, к.п.н., профессор кафедры филологического образования МИОО
- Теркулова Марина Викторовна. Читательский дневник как средство организации подросткового чтения.
- Симонова Елена Сергеевна. Круг чтения учеников старших классов.
- Костина Галина Михайловна. Привлечение школьников к чтению на основе проектной деятельности.
- Котова Татьяна Юрьевна. Совместная работа учителя литературы и руководителя музея и школьной библиотеки в решении проблем детского и подросткового чтения.
- Байкузина Ирина Владимировна. Увлекательно и «образовательно»: реабилитация детектива в обучении литературе в основной школе.
- Еливанова Оксана Валентиновна. Семейное чтение как форма развития читательской компетенции учащихся.
- Чепелева Галина Михайловна. Работа с текстом на уроках русской литературы как способ развития читательской грамотности учащихся.
- Алексеева Наталья Александровна. Урок внеклассного чтения ко Дню толерантности.
- Ибрагимова Мария Эдуардовна. Модель организации и активизации творческой деятельности на уроках литературы в свете идей Л.С. Выготского.
- Кутейникова Наталья Евгеньевна. Критерии оценки современной литературы для детей, подростков и юношества, или проблема формирования рекомендательной библиографии для педагогов, родителей, библиотекарей.
- Казаманов Александр Юрьевич. Статья Наташи Пуше: «Недетские проблемы детского чтения: континуум дрейфующей проблемы».
- Шибанова Екатерина Сергеевна. К вопросу о рекомендательных списках литературы для школьников.
- Давыдова Ирина Сергеевна. Современная литература для детей, подростков и юношества о войне: новые читатели – новые книги.
- Жукова Людмила Евгеньевна. Проблема детского и подросткового чтения в современном мире.
- Сергеева Вера Борисовна. «Другая дверца» в мир литературы: деятельность на уроке литературы по «Инновационной технологии литературного образования школьников».
Секция №4 «Актуальные проблемы истории и теории языка»
Модератор секции: Меньшенина Светлана Витальевна, к.п.н, доцент кафедры филологического образования МИОО
- Амелина Наталья Владимировна. К вопросу о необходимости формирования профессиональной языковой личности будущего медицинского работника.
- Берсенева Маргарита Сергеевна. Русский язык как неродной: современные методические подходы и тенденции.
- Арутюнова Елена Вячеславовна. Методический анализ академических правил орфографии: проблемы и решения.
- Юсупова Зульфия Фирдинатовна. К вопросу о формировании лексикографической компетенции учащихся в обучении русскому языку.
- Янченко Владислав Дмитриевич, Цзи Мин. Лингвистический анализ текста исторического содержания как способ предупреждения трудностей в процессе обучения чтению.
- Ильина Татьяна Вячеславовна. Национальный корпус русского языка в помощь учителю-словеснику.
- Феликсов Сергей Владимирович. Доступность речи педагога в свете учения о внутренней форме слова.
- Кареева Наталья Викторовна. Лингвистические словари морской лексики на уроках русского языка в КМКВК как инструмент развития речи будущих офицеров ВМФ (из опыта работы преподавателей).
- Ушакова Наталья Михайловна. Система изучения безличных предложений в школьном курсе русского языка.
- Араева Людмила Алексеевна. Русское словообразование для коренных малочисленных народов России в аспекте межкультурной коммуникации.
- Симахина Лидия Вячеславовна. О частеречной принадлежности слова несколько и его изучение в школе.
- Пермякова Татьяна Николаевна. Актуальные проблемы современной пунктуации (на примере высказываний с частицами всё-таки, всё же, всё равно).
- Камлевич Галина Анатольевна. Интерактивные технологии в преподавании дисциплины «Лингвистика текста».
- Вяльсова Анна Павловна. Грамматические значения страдательных причастий настоящего времени.
- Трубина Ольга Борисовна. Особенности глагольного управления в жаргонном дискурсе.
- Власов Михаил Сергеевич. Современная русская пунктуация в обучении языку: переход на Web 4.0.
- Починок Светлана Васильевна. Особенности изучения русского языка в украинской школе.
- Юсупова Зульфия Фирдинатовна. Совершенствование лингвистических основ изучения именных частей речи.
Секция №5 «Методика преподавания русского языка»
Модератор секции: Левушкина Ольга Николаевна, д.п.н., профессор кафедры филологического образования МИОО
- Снытко Галина Михайловна. Мнемотехнические находки на уроках русского языка.
- Сафонова Татьяна Вячеславовна. Игровой подход коррекции письма и чтения в средней и старшей школе.
- Глебова Зоя Владимировна. Развитие языковой личности школьника в процессе изучения заимствованных слов на культуроориентированной основе: типология заданий по Ю.Н. Караулову.
- Фурманюк Юлия Александровна. Использование толковых словарей на уроках и в образовательной деятельности.
- Новикова Лариса Васильевна. Самостоятельность, аргументированность, композиционная стройность итогового сочинения: типичные ошибки и пути их преодоления.
- Жданова Анна Викторовна. Готовимся к итоговому сочинению.
- Борисова Валентина Васильевна. Сочинение как метапредметная форма ГИА.
- Ананина Галина Кондратьевна, Дощинский Роман Анатольевич. Педагогическое сопровождение детей – участников Всероссийского конкурса сочинений.
- Шеляпина Ирина Игоревна. «Стою и радуюсь, и плачу, и подходящих слов ищу...». Учим писать поздравления на уроках развития речи.
- Урванцева Елена Николаевна. Аргументация в сочинении-рассуждении на основе текста.
- Лаврова Анита Александровна. Почему 11 лет школы не делают человека грамотным. Презентация книги Наташи Пуше «Твой русский. Инструкция».
- Шустина Ирина Викторовна, Колышкина Татьяна Борисовна. Работа с таблицей как способ систематизации текстовой информации при подготовке к заданию с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку.
- Сокольницкая Татьяна Николаевна. К вопросу диагностики качества методической деятельности современного учителя русского языка.
- Троицкая Светлана Николаевна. Обучение академическому письму на уроках русского и английского языков.
- Глебова Зоя Владимировна. Приёмы работы со словарной литературой в процессе изучения заимствованных слов на уроках русского языка.
Секция №6 «Современные образовательные технологии
в преподавании русского языка и литературы»
Модератор секции: Суханкина Елена Николаевна, к.п.н., доцент кафедры филологического образования МИОО
- Богданчиков Виталий Владимирович. Актуальные подходы в изучении и преподавании русского языка и литературы.
- Жизневская Ольга Александровна. Проектная и исследовательская деятельность при обучении детей русскому языку и литературе в условиях современной школы.
- Кузьмина Татьяна Васильевна. Урок-тренинг как современная форма урока.
- Богданова Наталья Васильевна. Квест как один из видов внеклассной работы по литературе.
- Дощинский Роман Анатольевич. Комплексная работа над текстом в учебных пособиях издательства «Экзамен».
- Канакина Ирина Николаевна, Косова Любовь Васильевна. Поддержка молодых педагогов-словесников в системе общего образования.
- Миронычева Валентина Федоровна, Кузина Ирина Валерьевна. Медийные технологии на уроке литературы как средство формирования современного читателя.
- Дятлова Ирина Геннадьевна. Способы активизации деятельности учащихся в процессе освоения смыслового чтения.
- Кадочников Олег Петрович. Школьная литературная газета в контексте самостоятельной и проектно-исследовательской деятельности обучающихся школ.
- Чуханова Анжела Викторовна. Cтартовый контроль на этапе включенного обучения.
- Константинова Алла Викторовна. Проект как продолжение урока. (Из опыта работы преподавателя кадетского корпуса МО РФ).
- Косицына Евгения Федоровна. Современные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы.
- Рыбакова Алия Равилевна. Системный подход к организации проектно-исследовательской деятельности студентов колледжа в рамках ОУД «Русский язык и литература. Литература».
- Некрасова Мария Эдуардовна. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности.
- Алиева Светлана Борисовна, Бахтина Мария Львовна. Практика проведения бинарного урока.
14.00-15.00 – концертная программа Товарищества артистов МХАТ(руководитель – Колесниченко Марина Дмитриевна)