ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

Информационные ресурсы, Интервью

САМОЕ ВРЕМЯ ПОБЕЖДАТЬ

Интервью с главным редактором волгоградского литературного журнала «Отчий край» прозаиком Александром Лепещенко.

 

Можно ли говорить, что после постмодернизма произошло некоторое освобождение, новые писатели свободно пользуются любыми техниками и форматами? Углубляется ли сегментирование читательской аудитории? И талант ли — читатель? Всё-таки он ничего не создаёт, а только воспроизводит… Что предпочтительнее: писать для себя или писать под заказ своей аудитории? В чём вообще предназначение литературы? Пришло ли время литературы, способной победить вместе со своей страной? Каковы, наконец, перспективы у журнала? И в чём суть проекта «Классика в школе: живая душа России (к 85-летию Б. П. Екимова)»? Об этом писатель, эссеист, литературный критик Олег Куимов беседует с главным редактором волгоградского литературного журнала «Отчий край» прозаиком Александром Лепещенко.

 

— Александр, этот год для России знаковый. Исполняется восемьдесят лет Сталинградской битве, имевшей переломное значение для хода всей Великой Отечественной. Ныне наша страна снова в подобном положении: фактически, не объявляя войны, нам противостоит в большей степени не Украина, а Америка и НАТО. И как никогда важно возрождение интереса к той эпохальной битве — Сталинградской битве, являющей пример величайшего патриотизма, беспримерного героизма русских солдат на фронте и тружеников — в тылу. В связи с этим какие мероприятия задуманы журналом в новом году?

— Вы правы, Олег, в своих оценках абсолютно. И да, редакция загодя озаботилась выпуском специального выпуска, посвящённого 80-летию Сталинградской победы. 27 января мы уже презентовали его общественности и журналистам. В волгоградском литературном «толстяке» собрано лучшее, чтобы порадовать читателей!

Важное уточнение.

Сталинград — не самое крупное сражение Великой Отечественной и Второй мировой войны: по численности участвовавших войск он уступает Курской битве, по длине фронта — Московской, а по продолжительности — битве за Кавказ. Но в трагической графе самых кровавых сражений войны Сталинграду, без сомнений, принадлежит первое место.

Именно поэтому сталинградская тема и вошла в отечественную литературу настолько прочно. Прослеживается это и в первом номере «Отчего края». А открывает номер хрестоматийное стихотворение «Добро должно быть с кулаками» Станислава Куняева. Оно, собственно, и задаёт тон всему специальному выпуску. В рубрике «Современная классика» вниманию читателей предлагается пронзительный рассказ «Живые помощи» Бориса Екимова. А сколько трагизма в поэме «Сталинградская хроника. Оборона» Юрия Кузнецова! Только Юрий Поликарпович и смог выразить так в поэзии самые тяжёлые дни битвы.

В рубрике «Скрепы истории» всеми возможными гранями блистает документальное исследование первого главного редактора журнала «Отчий край» Виталия Смирнова. В довольно пространном повествовании Виталия Борисовича — «Заря на закате» — рассказывается о разгроме немецкой группировки Паулюса. Её поражение в Сталинграде было настолько сокрушительным, что в Третьем рейхе даже траур объявили. По словам немецкого генерала и военного историка Курта фон Типпельскирха, «шок от происшедшего усилило осознание того, что уже второй год подряд немцы наносили тяжелые поражения советской армии — но только для того, чтобы она вновь восстала из небытия и в свою очередь уничтожила лучшие части вермахта».

Я не стану рассказывать о материалах всего номера. Пусть читатели прочтут его сами. Добавлю только вот что. Органично вошли в номер военные произведения авторов Луганщины. Так, в рубрике «Проза» читатели могут познакомиться с рассказом «Честь имею» Светланы Тишкиной, а в «Поэзии» — со стихотворными подборками Александра Сигиды («Вместо репортажа»), Елены Заславской («Zаписки Vетерана Апокалипсиса») и Юлии Богини («Мы за Родину вновь бы сражались»). И да, эти авторы, по известному выражению Владимира Маяковского, к штыку приравняли перо. Ведь они видели войну! Знают о ней не понаслышке!

Традиционные подарки читателям сделали, конечно, художественный редактор Вадим Жуков (графика и живопись) и бильд-редактор Евгений Гудименко (фотографии), а также, специально к юбилею, — художники-баталисты и фотографы времён Великой Отечественной войны, работы которых взяты из коллекции Музея-заповедника «Сталинградская битва».

Самый же главный подарок — это выход номера не только в электронном, но ещё и в печатном виде. На хорошей бумаге, в отличном полиграфическом исполнении. Так решил губернатор Волгоградской области Андрей Иванович Бочаров. Это дорогого стоит, ведь с 2016 по 2022 г. «Отчий край» приходил к читателям исключительно в электронном обличье. В цифре. И да, слова благодарности хотелось бы также адресовать нашему единомышленнику, директору Государственной телерадиокомпании «Волгоград-ТРВ», доктору политических наук, профессору, заслуженному работнику культуры Российской Федерации Керашеву Асланбеку Темботовичу.

И ещё одно. К юбилею Сталинградской победы реализован новый проект — литературная премия «Страницы памяти». Она была учреждена Волгоградской областной универсальной научной библиотекой имени М. Горького в партнерстве с литературным журналом «Отчий край» и Волгоградским отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» в 2022 году с целью поиска и поощрения талантливых авторов, создающих литературно-художественные произведения мемориального, культурно-воспитательного характера высокого качества. Сразу уточню: премия ежегодная. К участию в ней приглашаются все желающие старше двенадцати лет, готовые внести свой вклад в увековечение памяти граждан, проявивших героизм в ходе боевых действий, специальных военных операций, направленных на защиту Отечества.

Так вот, на соискание этой премии в 2022 году было подано двадцать две заявки от непрофессиональных авторов. География премии: Волгоград, города нашей области, а также Санкт-Петербург. Премиальные сезон завершён. Победители названы. 3 февраля награждены. Но интересно другое. Не в каждой библиотеке, подобной «Горьковке», и не в каждом российском регионе есть премия, аналогичная «Страницам памяти». Организовать литературную премию — задача достаточно сложная. Но у «Горьковки» получилось. Журнал «Отчий край», будучи партнёром библиотеки, конечно же, не остался в стороне. Вместе с коллегами из Волгоградского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» мы поработали в качестве экспертов. Почитали тексты. Открыли новые имена. Как итог: произведения восьми авторов появятся на редакционном сайте, а рассказ Владимира Лукашука будет опубликован во втором номере «Отчего края» за 2023 год. Остаётся только пожелать новой литературной премии удачи в новом сезоне! Кстати, он открывается уже 15 февраля.

— Дух народа, как известно, поддерживается словом, литературой в том числе. Но ведь и литература нуждается в поддержке. Получает ли достаточную помощь «Отчий край»? Как ни крути, а во многих районных центрах и сёлах сохранившиеся библиотеки являются своеобразными центрами культуры. Наверняка для насельников, особенно старшего поколения, большой радостью явилось бы знакомство с номером журнала в бумажном варианте. Могут ли они надеяться?

— Тогда обо всём по порядку… «Отчий край» обеспечен всем необходимым. Начиная от помещения редакции, оборудования, кадров и заканчивая пониманием представителей власти, что журнал — это достояние Волгоградского региона. Это, если хотите, — бренд. Так это воспринимается нашими политиками. Благотворное действие оказывают два фактора: участие в журнале именитых авторов, имеющих всероссийскую известность, а также востребованность журнала у читателей. Объективный контроль — ID-счётчиков редакционного сайта — показывает, что прочтение каждого номера варьируется от 4500 до 5000 раз в квартал. Что этому способствует? А то, что с сентября 2020 года «Журнальный зал» — литературный интернет-проект, представляющий деятельность русских толстых литературно-художественных и гуманитарных журналов, выходящих в России и за рубежом, — представляет читателям и каждый новый номер волгоградского журнала «Отчий край». Что же касается журнала, отпечатанного в типографии не только к 80-летию победы в Сталинградской битве, то скажу фразой из одноимённого фильма: «Доживём до понедельника…»

— И снова юбилейная тема. В двадцать третьем году исполняется 85 лет Борису Петровичу Екимову. Естественно, такое событие не может остаться не замеченным журналом. Наверняка вами запланированы какие-то мероприятия. Не поделитесь?

К 85-летию Бориса Петровича Екимова мы, естественно, готовимся. И даже начали проект #ЕКИМОВЮБИЛЕЙ.

В этом проекте принять участие может каждый! Да, и школьники, и студенты, и взрослые любители отечественной словесности. Что нужно делать? А вот что: читать прозу Бориса Екимова — все ответы в ней. В общем, нужно читать и думать! В рамках проекта пройдут «Екимовские чтения», дискуссии, «круглые столы», встречи с читателями, флэш-мобы и многое другое.

#ЕКИМОВЮБИЛЕЙ продлится с 1 января по 31 декабря 2023 года. То есть весь текущий год. Эту инициативу журнала «Отчий край» и Волгоградского регионального отделения Ассоциации учителей литературы и русского языка поддержали все участники съезда Общероссийской Ассоциации учителей литературы и русского языка. На этом съезде, прошедшем в Москве 18 ноября 2022 года, было утверждено и название: «КЛАССИКА В ШКОЛЕ: ЖИВАЯ ДУША РОССИИ (К 85-ЛЕТИЮ Б. П. ЕКИМОВА)». И, конечно, спасибо нашему другу и единомышленнику Ларисе Александровне Тропкиной, взявшей на себя многие организационные моменты! Спасибо всей ассоциации!

В рамках проекта весь 4-й номер журнала «Отчий край» за 2023 год будет посвящён творчеству Бориса Петровича.

Уточню. В проекте #ЕКИМОВЮБИЛЕЙ участвуют партнёры журнала «Отчий край» и регионального отделения Ассоциации учителей литературы и русского языка. В Волгограде — лицей № 5 имени Ю. А. Гагарина, ВолГУ, ВГСПУ, Волгоградская городская Дума, Волгоградская областная универсальная научная библиотека имени М. Горького, Централизованная система детских библиотек г. Волгограда, Государственный архив Волгоградской области и Творческая лаборатория Дарии Федоровой. В Москве — Общероссийская ассоциация учителей литературы и русского языка и Волжский Шолоховский центр. В субъектах Российской Федерации — все региональные отделения Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка.

В общем, приглашаю всех наших читателей присоединиться к проекту #ЕКИМОВЮБИЛЕЙ! и отпраздновать с нами грядущий юбилейный день рождения замечательного мастера слова Бориса Екимова!

— Понятное дело, знак качества издания определяется не только уровнем произведений, но и авторитетом имён авторов. Какая сложилась ситуация в прошедшем году в «Отчем крае»?

— А такая… Борис Екимов, Анатолий Ким, Станислав Куняев — это уже «золотой» фонд отечественной литературы. И они публикуются у нас.

Впрочем, не оставили своим вниманием журнал и другие не менее именитые авторы. Назову в этой связи литературного критика Павла Басинского, прозаиков Александра Проханова и Андрея Румянцева, поэтов Юрия Кублановского и Игоря Волгина (Игорь Леонидович ещё и крупнейший достоевист, президент Фонда Достоевского), Николая Зиновьева и Владимира Кострова. Эти литераторы обременены всевозможными премиями и наградами. Причём заслуженно. Это цвет отечественной литературы! Любой журнал почел бы за честь сотрудничать с такими мастерами слова. Также с «Отчим краем» в 2022 году были Михаил Тарковский и Андрей Антипин… То есть те, кто уже стал надеждой нашей литературы сегодня… С нами были и остаются Захар Прилепин и Роман Сенчин… К слову сказать, Роман Сенчин уже пообещал дать нам своё новое произведение. За что мы ему, естественно, благодарны…

А вообще, трудно переоценить роль Бориса Петровича Екимова — самый именитый писатель земли Волгоградской, современный классик, чьи произведения изучаются в школах и включены в Президентскую библиотеку — предложил привлечь в журнал не только волгоградских писателей, но и известных литераторов со всей России. Таким образом, отражались бы все тенденции в литературном процессе, а местные писатели не замыкались бы исключительно в своей, пусть и творческой, среде. Видение Бориса Петровича полностью совпало и с моим видением. Так, союзно, и наметилась магистральная линия. Концептуально и организационно это в полной мере удалось реализовать в «Отчем крае» лишь после 2020 года.

Знаете, слов признательности заслуживают все без исключения наши авторы… Александр Балтин, Вы, Олег, москвичи, питерцы, калининградцы, красноярцы, элистинцы, все наши волгоградцы, конечно… Этот ряд можно длить и длить… Право, ни от одного имени я не отрекусь… Ведь благодаря каждому нашему автору «мысль, как кровь, бьёт по жилам»  — по жилам «Отчего края»…

К глубокому сожалению, не обошлось без утрат… В последние дни года изъят из жизни Владимир Костров… Большой, корневой поэт! Так совпало, что последняя стихотворная подборка Владимира Андреевича вышла именно в «Отчем крае»… И это уже для историков литературы… Что говорить, невосполнимая потеря…

— Александр, расскажите подробнее о книжном проекте «Отчего края»… Как он развивается?

На одном из заседаний редакционного совета, ещё в 2021 году, были приняты действительно знаковые решения. А именно: поддержать предложение члена редакционного совета Александра Ивановича Ткаченко (соавтор — московский писатель-документалист и краевед Е. В. Малюта) о выпуске книги, посвященной дважды Герою Советского Союза летчику-космонавту Ю. В. Малышеву, и предложение члена редакционного совета Романа Валерьевича Шкоды о выпуске книги «Красный Верден: Царицын в революции и Гражданской войне». Впрочем, с книгой Романа Шкоды мы уже знакомим наших читателей, предложив им журнальный вариант (начало в № 4 «Отчего края» за 2021 г.).

И вот под занавес 2022 года мы провели пресс-конференцию, на которой представили читателям, журналистам и краеведам книгу Романа Шкоды. Допечатную подготовку — редактуру, верстку, дизайн, корректуру — сделали специалисты ГКУ ВО «Центр информационного и материально-технического обеспечения», а типографские услуги оплатил сам автор. Как вы понимаете, допечатная подготовка это уже немало, поскольку она может составлять половину стоимости иной книги.

Добавлю, это не единичный проект журнала… Вместе с «ЦИМТО» мы уже выпустили на ЛитРес несколько электронных книг Анатолия Кима… Вот сейчас, в эти дни, идёт работа над книгой сказок Александра Балтина… Наш художественный редактор Вадим Жуков доделывает иллюстрации к ней… И да, в планах редакции, конечно же, опубликовать эти замечательные сказки в «Отчем крае».

А кроме того, мы готовим к сдаче в «ЦИМТО» собственную книгу, посвященную 30-летию журнала. Книга эта документальная. Она так и называется — «Отчий край». Повествование в документах». В основу книги, кстати, легла выпускная квалификационная работа «Художественно-публицистические жанры в контексте журнала «Отчий край» Юлии Пуховой (выпускницы ВолГУ). Главы из её дипломной работы органично вошли в нашу книгу. Уже дописаны и новые главы — об отцах-основателях и ветеранах редакции, об авторах и сотрудниках журнала, о членах редакционного совета и всех единомышленниках, о литературной премии журнала «Отчий край» имени В. Б. Смирнова и многом-многом другом. Юбилей уже не за горами, надо успеть к 2024 году. Дизайн обложки уже готов. Юбилейное издание выйдет под моей редакцией. Помимо электронной версии для размещения на ЛитРес, будет издана и традиционная, бумажная книга. Надеюсь, меценаты нам в этом не откажут.

— В феврале будет объявлен короткий список литературной премии журнала «Отчий край» имени В. Б. Смирнова. А в марте мы узнаем имена лауреатов. В 2022 году в Волгоград в качестве такового приезжал Роман Сенчин. В этом году уже известны имена лауреатов в номинации «За вклад в русскую литературу». Это Юрий Кублановский и Игорь Волгин. Не собираются ли они последовать примеру именитого товарища? Сколько работ вообще выдвинуто на соискание журнальной премии?

— Длинный список уже обнародован. В числе номинантов известные российские писатели Павел Басинский, Михаил Тарковский, Андрей Румянцев и Андрей Антипин. Номинированы и волгоградцы Анатолий Егин, Виталий Ручкин, Верба (Юлия Артюхович), Татьяна Батурина, Людмила Кузнецова-Киреева, Валентина Донскова, Александр Ткаченко и др. География авторов, включенных редакцией в длинный список, обширна: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Саратов, Тверь, Иркутск, Усть-Илимск, Северодвинск, Волгоград и «окрестности». Всего же на соискание журнальной премии выдвинуто сорок девять работ.

Решением учредителей литературной премии журнала «Отчий край» имени В. Б. Смирнова за вклад в русскую литературу будут отмечены два литератора. А именно:

Игорь Леонидович Волгин — поэт, прозаик, историк, достоевист, академик РАЕН, доктор филологических, кандидат исторических наук, профессор факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова и Литературного института имени А. М. Горького. Вице-президент International Dostoevsky Society (IDS), вице-президент Международного общества Ф. М. Достоевского, президент Фонда Достоевского. Ведущий программы «Игра в бисер» на телеканале «Россия-Культура». Лауреат российско-итальянской литературной премии «Москва-Пенне» (2011), лауреат премии Правительства Москвы и Премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2012, 2016), Ломоносовской премии (2014), Российской национальной телевизионной премии ТЭФИ (2016), Бунинской премии (2017,) Тютчевской премии (2016), премии «Ясная Поляна» (2019),  Пушкинской премии (2021) и Гран-при «Поэт года. Писатель года» (2022) и др.;

Юрий Михайлович Кублановский поэт, эссеист, публицист, критик, искусствовед. Был в числе организаторов неофициальной поэтической группы СМОГ. Работал в журнале «Новый мир»: заведующим отделом публицистики (1995—2000), затем несколько лет заведующим отделом поэзии. С 2010 года — член Патриаршего совета по культуре. Почётный гражданин города Рыбинска (2012). Удостоен премии Правительства Российской Федерации в области культуры за сборник стихов «Перекличка» (2012), Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2015).

И да, Игорь Волгин своё участие в церемонии награждения уже подтвердил. Стучу по дереву, чтобы так и было.

Но вернёмся к премии. Она учреждена в память о выдающемся ученом, докторе филологических наук, основателе и первом главном редакторе журнала «Отчий край» Виталии Смирнове. Премия присуждается за прозаические и поэтические произведения, а также за литературоведческие (критика) и краеведческие статьи (документалистика), опубликованные в журнале «Отчий край» в течение года. В жюри премии — доктора и кандидаты филологических наук, литературоведы из Волгограда и Москвы.

Короткий же список литературной премии журнала «Отчий край» имени В. Б. Смирнова будет действительно опубликован в феврале 2023 года, а уже в марте станут известны имена лауреатов за 2022 год. Награждение состоится 13 апреля, в день рождения первого главного редактора журнала «Отчий край» Виталия Борисовича Смирнова.

Кстати, продолжится награждение и в специальной номинации. Её в прошлом премиальном сезоне предложила член редакционного совета Людмила Васильевна Дудова. Суть в том, чтобы на этапе определения финалистов прозу и поэзию из короткого списка почитали педагоги и школьники. Общероссийская «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (Москва) это взяла на себя. То есть российские педагоги и школьники выберут своих собственных фаворитов. Они могут совпасть с теми, кого выберет жюри, а могут быть иными. Что ж, тем интереснее!

И ещё. Работа проводится действительно большая. Членам жюри есть, к счастью, из чего выбрать. Достойных произведений достаточно во всех номинациях. Редакция, как известно, в этом процессе не участвует. Профессиональные компетенции членов жюри высоки. Мы никогда не влияли на их выбор и не будем этого делать впредь. Более того, за соблюдение процедуры следит Наблюдательный совет премии — высший её орган. Председатель Наблюдательного совета Петр Николаевич Харитоненко на данный момент не зафиксировал ни одного нарушения. То есть судейство идёт строго в соответствии с положением о премии.

— Не могу не спросить: над чем сегодня работает писатель Александр Лепещенко? Что вообще в планах?

— Не так давно, в декабре, я закончил роман «об учителе, которого нам всем сегодня не хватает». Роман «Владимир Необходимович» история о том, что «если мир театр то это театр абсурда». А главный герой «это один из тех простодушных, которые вызывают ужас и возмущают общество, потому что не принимают правил его игры». Питерский журнал «Нева» публиковал его на своих страницах начиная с 2021 года. Публиковал частями. Так что да, эта работа завершена. Получено много отзывов от читателей, литературоведов и критиков. Что, конечно, радует.

Вы, Олег, вот о планах спросили. А в планах написать роман о русском художнике Борисе Григорьеве, который заметно повлиял на культуру авангарда и долгие годы дружил с Евгением Замятиным. Словом, пока собираю материал. Но название будущего романа уже оформилось «Русский и ничей».

А вот пишу я сегодня повесть «Магнум, прощай!». Такой, знаете ли, отсыл к хемингуэевскому «Прощай, оружие!». Но только к названию. Магнум (от лат. Magnum — «большое, великое») — тип патрона, имеющий повышенную мощность по сравнению с обычными патронами такого калибра. Как вы понимаете, западное оружие, убивающее сегодня наших людей. В общем, это история о том, что «блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Ведь это именно они, любящие мир, и дали его Мариуполю, «городу матери Марии». Да, мне ближе именно такое значение имени этого русского города, названного в честь Божьей матери (пусть не самой библейской Богородицы, а иконы Божьей матери, которую греки почитали чудотворной и привезли с собой в 18-м столетии при переселении из Крыма).

Знаете, даже мои друзья и первочитатели недоумевают, зачем я, мол, взялся за эту военщину. Нет, не осуждают. Именно недоумевают. То есть буквально по Далю, не постигают умом, не понимают, не знают, что делать, как быть, сомневаются, озадачены, находятся в раздумье, стали в тупик. Я могу понять моих друзей и первочитателей. Тем более, они не меньше меня любят Россию. Да, понять могу. Ведь даже писатели сегодня растерялись. Казалось бы, им и не с руки. Но всё же растерялись. Причём в массе своей. А ведь русские писатели всегда откликались на современность. Какой бы неотстоявшейся она ни была. Но разве так сегодня? Где новые «Севастопольские рассказы»? Где новая «Судьба человека»? Где новые «Солдатами не рождаются»? Ну а люди, люди и подавно растерялись. Ещё бы! Три десятилетия нам всем транслировались совсем иные смыслы. Были иные герои. Иные ценности. Псевдогерои, псевдоценности, я бы сказал.

Да, сегодня мы видим разобщение, разъединение. Разъединено не только общество, но, к сожалению, и семья. Много случайных семейств. Нет соотнесённости. Поймите, дело не столько в материальном благополучии или его отсутствии. А дело именно в несоотнесённости. Это нынче у многих так — и скудность в карманах, и порядочные трущобы. Но ничего, живут, любят, страдают, радуются. У многих иных же свелось как раз к той самой соотнесённости, вернее к её отсутствию, когда каждый день жизни не оставляет в памяти и сердце свои заметы. Общие на всех.

Есть обстоятельство, убеждающее меня, что русский писатель не должен ожидать, пока время отстоится. Это обстоятельство — апокалипсис. Случись он — и уже нет времени. Понимаете? И ещё одно. Мы, хотя и не осознаём этого до конца, но находимся в положении самоубийцы. Я процитирую Маяковского: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет…» У нас их тоже нет. В том смысле, что либо России победить, либо России не будет… Вспомните 1904 год! Поражение в войне с Японией, которую поддерживал Запад, обернулось для нашей страны катастрофой уже через тринадцать лет. А вот у нас, скорее всего, даже и этих тринадцати лет не будет.

Приведу слова основателя Фонда Достоевского, профессора МГУ и нашего автора Игоря Волгина: «О России в 1878-1879 годах Достоевский говорит, что она стоит на какой-то окончательной точке, колеблясь над бездной. Но вообще это статическое положение России... Можно сказать, что ныне весь мир стоит на какой-то окончательной точке, колеблясь над бездной. И если использовать метафору Семеновского плаца (избавление петрашевцев от смертной казни), ещё неизвестно, будет ли мир в конце концов помилован». То есть наступит тот самый Апокалипсис. Спасти же мир, как впрочем и всегда, может только Россия. Так уже было. Вот и сейчас для всеобщего спасения нужно победить. Так что да, самое время побеждать!

Убеждён, пришло время литературы, способной победить вместе со своей страной! А вот публицистика в этом мало нам поможет. Она, как и газета, живёт один день. Сегодня, кстати, и публицистики почти не осталось. Лично я знаю только двух приличных публицистов — Александра Проханова (в данном случае — как главного редактора газеты «Завтра») и Евгения Переверзева (автора журнала «Отчий край»). Но повторюсь, нужно, чтобы откликнулись на происходящие события именно писатели. И чтобы не публицистическим фактом откликнулись, а образами, «системой образов». Ни автор романа «Война и мир», ни автор поэмы «Бородино», как известно, в событиях 1812 года не участвовали. Но благодаря созданным образам смогли соотнестись со своими читателями. Сделали эти вечные образы общими для всех. Если в нашей литературе подобное сегодня не повторится, то будет так, как сказал Евгений Замятин: «Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое».

— А кого из авторов вы открыли для себя лично? В журнале или вообще…

— Олег, вообще — переоткрыл… Евгения Замятина… Как раз именно этого великолепного новатора… Всегда любил его модернистский роман «Мы». Но вот был же и Замятин времён написания «Бича божьего». Впрочем, неоконченного. Это — история об Атилле, разрушившем, по преданию, Рим… Стиль! Каков там стиль!

И, конечно, очень показательно, что думал о литературе Евгений Иванович: «Живая литература живёт не по вчерашним часам, и не по сегодняшним, а по завтрашним. Это — матрос, посланный вверх, на мачту, откуда ему видны гибнущие корабли, видны айсберги и мальстрёмы, ещё неразличимые с палубы. Его можно стащить с мачты и поставить к котлам, к кабестану, но это ничего не изменит: останется мачта — и другому с мачты будет видно то же, что первому.

Матрос на мачте нужен в бурю. Сейчас — буря, с разных сторон — SOS. Еще вчера писатель мог спокойно разгуливать по палубе, щелкая кодаком (быт), но кому придет в голову разглядывать на пленочках пейзажи и жанры, когда мир накренился на 45R, разинуты зеленые пасти, борт трещит? Сейчас можно смотреть и думать только так, как перед смертью: ну, вот умрем — и что же? прожили — и как? если жить — с начала, по-новому, — то чем, для чего? Сейчас в литературе нужны огромные, мачтовые, аэропланные, философские кругозоры, нужны самые последние, самые страшные, самые бесстрашные «зачем?» и «дальше?».

И вот ещё —  это уже кредо Замятина —  «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные, благонадёжные чиновники, но отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики».

Да, тут не поспоришь. И не оспоришь. Именно в этом настоящая литература. А её предназначение, повторюсь, — откликаться на современность. Какой бы неотстоявшейся эта современность ни была…

— Можно ли говорить, что после постмодернизма произошло некоторое освобождение, новые писатели свободно пользуются любыми техниками и форматами?

Для новых писателей главное — удивить читателя сюжетом, взять на испуг. Нет, я не верю в это. Нужно находить слова не первые попавшиеся, а какие-то другие. Находить и выстраивать в каком-то высокоэнергетическом порядке, а не просто — нате вам! Ведь именно такое выстраивание и сделало классику классикой! Тогда, скажем в XIX веке, авторы не писали книг вчерне, «в небритом виде», как это делают сейчас. Авторы работали и над образом, и над стилем. Каждое слово подбиралось. Попробуйте у Лермонтова вынуть хоть слово из «Героя нашего времени». Не выйдет. Тоже самое и у Гончарова — в «Обломове». То есть классики всегда старались подобрать «le mot juste» — «верное слово» (фр.). Выражение вошло в обиход после того, как Флобер объявил, что «всю жизнь занимается поисками таких слов».

— Углубляется ли сегментирование читательской аудитории? И талант ли — читатель? Всё-таки он ничего не создаёт, а только воспроизводит…

— Ещё как усугубляется. Нет единой читательской аудитории, она сегментирована. Поэты больше не собирают стадионы. Но это поправимо — государство могло бы решить эту проблему. И да, некоторые могут перепутать талант читателя с талантом писателя. Это тоже бывает. Безусловно, читать не менее сложно, чем писать. Это повторение того процесса, который производил автор. Об этом Андрей Битов, кстати, говорил: «У читателя есть все полномочия, все преимущества, все прерогативы ставить себя над автором, если он действительно может постигнуть написанное. Иначе бы Библия была бы прочитана, а она не прочитана. Пушкин был бы прочитан, а он не прочитан. Не потому, что это сложные книги — это сложные процессы…»

— Что предпочтительнее: писать для себя или писать под заказ своей аудитории?

— Хороший писатель пишет то, что интересно ему, а не издательству или заказчику… На том стою.

— Александр, благодарю за обстоятельную беседу и желаю журналу и вам лично в новом году роста авторитета в профессиональной и читательской среде! Ну и, как логичный вывод, увеличения тиражей!

Позвольте, Олег, и мне поблагодарить вас! Русский философ Константин Леонтьев говорил, что «мир спасается цветущей сложностью». Вот вы, как литературный критик, как прозаик, и не даёте этой цветущей сложности исчезнуть. Вы понимаете, что наступает серость, опасная разрушительная серость, мир стушевывается. И в таком вот стушевавшемся мире вырастают жестокие цветы…

 

 

Справка:

КУИМОВ Олег Владимирович — прозаик, эссеист, литературный критик.

Родился в 1967 году, живёт в Подмосковье.

Обучался в Томском государственном университете на геолого-географическом факультете (гидрология суши). Окончил Литературный институт имени М. Горького.

Публиковался в литературных журналах «Луч», «Наш современник», «Север», «Дон», «Нижний Новгород», «Лампа и дымоход», «На любителя» (Атланта), «Южная звезда», «Южное сияние» (Украина), «Российский колокол».

С 2020 года в литературном журнале «Отчий край» ведёт авторскую рубрику «Книжник Куимов», в которой публикует критические разборы произведений современных авторов.

Лауреат премии журнала «Сура» за 2016 год, а также нескольких конкурсов и фестивалей: «Славянские традиции», «Славянская лира», «Русский Гофман» и др. Книга сказок на тему русских народных пословиц и поговорок отмечена золотым дипломом Международного литературного форума «Золотой витязь» и премии имени Петра Ершова. Лауреат литературной премии журнала «Отчий край» имени В. Б. Смирнова (2020), лауреат журнала «Российский колокол» (2022).

 

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»