ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

Деятельность Ассоциации, Задушевное слово

Обращение ректора РГПУ им. А.И.Герцена Сергея Игоревича Богданова

Обращение ректора Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), доктора филологических наук, профессора, автора учебника по русскому (родному) языку для общеобразовательной школы Сергея Игоревича Богданова.

Обращение ректора Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), доктора филологических наук, профессора, автора учебника по русскому (родному) языку для общеобразовательной школы Сергея Игоревича Богданова.

Дорогие коллеги!

 

 Все последнее время картинка в телевизоре отчетливо делится на две части: слева практически постоянно информация о пандемии и страшном коронавирусе, справа – фамилии и инициалы миллионов людей, КАЖДОГО из которых мы ПОМНИМ и совместно воплощающих НАРОДНУЮ ПАМЯТЬ о Великой Победе.

 Парадоксально, но оба представленных в телевизоре явления являются следствием одного фактора – коллективного существования людей в нашем мире. Важнейший, может быть, даже определяющий природу Человека фактор!

 Что касается меня, то я являюсь абсолютным апологетом коллективного существования. Помню часть моей жизни, когда у меня была возможность главное свое время посвящать научным практикам. Даже тогда необычайно острое ощущение (вполне возможно, что мнимое!) того, что именно сейчас, именно ты максимально близко приблизился к истине, уступало радости коллективного научного творчества, счастью соавторства. Абсолютно бо́льшая часть моей жизни посвящена организации коллективного существования очень значительного количества людей. Это мой сознательный выбор, это основа для моего счастья. Видимо, единственный способ преодолеть явление смерти

     Встает вопрос – почему один и тот же фактор приводит к столь разным результатам?

 В одном случае – общая паника и психоз, ощущение страха от близости трагического конца, отгораживание друг от друга и проклятие прокаженного соседа, срочное возведение границ в «едином» Европейском союзе и перетягивание друг от друга дефицитных медикаментов…

 В другом – беспрецедентное коллективное самопожертвование ради общей судьбы, которая, кстати, не всегда оказывалась благосклонной к тем, кто чудом уцелел в борьбе за нее. 

В трагической и символической ситуации с коронавирусом коллективное существование начинает расползаться, как гнилая ткань, глобальный мир начинает пожирать сам себя изнутри. В случае с Великой Победой, на алтарь которой положено столько жертв, что никакому вирусу и не снилось, коллективное существование крепнет, побеждает время (и смерть!), материализуется в новой современности, воплощаясь в множащиеся ряды БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА.

            Попробую ответить на поставленный вопрос.

 Первое: коллективное существование неразрывно связано с человеческой природой, с тем, что делает человека человеком. Любовь, сострадание, принятие мира, вера в Бога, преодоление смерти, наконец, познание и строительство – все это воплощает в себе разные формы коллективного существования. Коллективное существования – это судьба Человека (человечества).

 Второе: Человек (человечество) – в определенной мере хозяин своей судьбы. И трагической, ведущей к самораспаду, и трагической, но обеспечивающей продолжение жизни Человека (человечества), победу над временем и смертью.

 Третье: - коллективное существование сегодняшнего глобального мира (специалисты-политологи определят, можно ли добавить «демократического»), отмеченного коронавирусом и расползающегося «по швам», построено в интересах общества потребления.  Символ этого мира – ожиревший Кот Матроскин, который любит «коллективный труд на свою пользу». Коллективное существование, направленное на то, чтобы «милый» котяра, который, как известно, ходит сам по себе, все лучше и больше ел, спал, ездил в заграничные туры, сперва стирает географические и политические границы, а потом и нравственные. В этом случае приход коронавируса в семью котов неизбежен. Рано или поздно общество потребления завершит процесс самоистребления (самопоедания). 

 Четвертое: Мне кажется, что сейчас мы уже можем увидеть признаки заката общества потребления.   И пандемия даже не самый очевидный (хотя и высшей степени символичный) признак. Надежда на конец царства матроскиных светится и в интеллектуальном бессилии политических лидеров «свободного мира», и в их неспособности противостоять страшному экстремизму, который успешно уничтожает  общество потребления снаружи, и в странном (можно сказать «оголтелом») внимании глобального мира к сексуальным утехам современных потребителей. Заметьте, не к процессу коллективного существования, который завершается рождением человека! Мне не жалко, что российское общество (в целом, конечно) не успело вкусить вожделенных благ разлагаемого изнутри и пожираемого снаружи общества потребления. Впрочем, каждый выбирает для себя…

 Закончить хочу стихами замечательного русского поэта, к которым часто возвращаюсь в последние дни, и которые, как мне кажется, очень хорошо фиксируют черты продуктивного коллективного существования

 

            «Есть Бог и Мир. Они живут вовек.

            А жизнь людей мгновенна и убога.

            Но все в себя вмещает человек,

            Который любит Мир и верит в Бога.»

 Ректор  С.И. Богданов

 

 

 

 

                                 

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»