ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

Деятельность Ассоциации, Поэтическая летопись победы

Литературный календарь Победы

Вологодские поэты о войне

Материалы размещаются в авторской редакции. Авторская орфография и пунктуация сохранены

Скачать календарь: скачать файл

Особое внимание на протяжении всего существования школы уделялось патриотическому воспитанию через обращение к героическим страницам истории. Как известно, 2020 год для России очень значимый: отмечается 75–я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Это и определило тему проекта. Основой его содержания стали произведения поэтов-вологжан о Великой Отечественной войне.

Работать над проектом решили дети из 7б класса: Анфиногенова Валерия, Гороховский Семён, Оруджева Раксана, классный руководитель Калинина Л.А.

Совместное творчество – от отбора до интерпретации материала – не оставляет равнодушных, и это повышает возможность для проявления творческого интереса к проекту.  Подготовка, работа над проектом  приучает школьников к углублённой самостоятельной работе, к поиску новых знаний и умений, которые призваны помочь реализовать себя.

Наша цель заключалась в повышении интереса к изучению краеведческой литературы посредством создания настенного календаря на 2020 год.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

  • изучить биографии и творчество вологодских поэтов, создавших произведения о ВОв,
  • научиться разрабатывать макет календаря в программе  Power Point и Word,
  • совершенствовать свои поисковые навыки работы с информацией на бумажных носителях и в сети Интернет, навыки обработки собранной информации,
  • совершенствовать навыки работы в группе.

 

 Идея проекта заключалась в знакомстве с творчеством вологодских поэтов, чьи произведения связаны с темой Великой Отечественной войны,  и в пропаганде литературного наследия нашего края.

Ключевая проблема заключалась в создании продукта, в основе которого  будут произведения вологодских поэтов.

Режим работы над проектом определился следующим образом: раз в неделю  учащиеся и руководители собирались, обсуждали проделанную работу и планировали индивидуальные задачи каждого участника.

Вся  работа над проектом поделились на 3 этапа:

  • подготовительный (определение цели и задач, отбор нужного материала, распределение ролей, изучение биографии писателей, отбор стихотворений и подбор иллюстраций к текстам). Нам потребовалось немало времени, чтобы найти 12 разных поэтов-вологжан, выбрать стихотворения по теме. А также сделать краткую биографическую справку, показав связь автора с Вологодчиной;
  • основной (создание макета календаря, обработка накопленного материала, изготовление страниц календаря, создание презентации по теме);
  • заключительный (подготовка к защите проекта, его представлению).

 

На этапе сбора материала с учётом творческих, аналитических и технических способностей и возможностей участников проекта, а также их желания были распределены задания по сбору материала. Мы столкнулись со следующими трудностями:

  • книг со стихотворениями о Великой Отечественной войне, написанных поэтами-вологжанами, очень мало;
  • в сети Интернет информация разрозненная, не имеющая тематической структуры, поэтому необходимо было прочитать очень много стихотворений разных поэтов Вологодской области.

 С целью успешной реализации основного этапа, связанного с обработкой информации, совместно была разработана инструкция, как оптимально подготовить материал.

  1. Картинка должна быть подобрана в соответствии с тематикой стихотворения и обработана в документе Word (поля 0,5 со всех сторон, в функции «Работа с рисунком» выбрать цвет ¾ светло-коричневый, коррекция ¾  полутон).
  2. Обработка портрета проводится так же, как картинка. Дополнительно используется функция «Эффекты фигур», сглаживание ¾ 25 точек.
  3. Документ Word с текстом. Поля 1 см со всех сторон.
  4. Стихотворение слева, кегль – 18. Биография справа, кегль – 14.
  5. Заголовки (название стихотворения, фамилия, имя поэта, месяц жирно, кегль – 18).
  6. В таблице с календарём границы должны быть убраны.
  7. Календарь в правом нижнем углу, жирно, выравнивание цифр по центру, суббота и воскресенье, праздничные дни – красным.

 

Результатом нашей работы стал календарь, включающий в себя обложку, 12 календарных станиц и страницу с выпускными данными.

Особое внимание удалялось оформлению календарных страниц:

  • каждая включает стихотворение и биографическую справку об авторе;
  • имеет фоновую иллюстрацию, соотносящуюся с темой стихотворения (например, стихотворение Александра Яшина «Не умру», начинающееся строчкой «Когда я раненный лежал…», и размещено на соответствующей картинке; Сергей Орлов был на войне танкистом, поэтому стихотворение «Это было 19 марта 1943 года» находится на мартовской странице, на картинке с изображением танкового сражения).

         

Проект имеет несколько точек роста:

  • использование данного продукта в качестве материала для проведения внеклассного мероприятия в рамках празднования Дня Победы;
  • проведения конкурсов чтецов стихотворений, посвященных Великой Отечественной войне;
  • для оформления информационного стенда;
  • в качестве памятного сувенира для поздравления ветеранов.

 

Результатом нашей работы также стала презентация «Стихотворения поэтов-вологжан о Великой Отечественной войне», которую мы планируем использовать для проведения уроков внеклассного чтения в преддверии Дня Победы. В дальнейшем к ней можно будет обратиться на уроках литературы, истории, классных часах.

 

Положительным результатом работы над проектом можно считать следующее:

  • знакомство с краеведческой литературой, воспитание интереса к её чтению;
  • расширение литературного кругозора обучающихся;
  • овладение навыками анализа литературного произведения и биографического текста, способами компрессии;
  • приобщение к самостоятельной работе, развитие ответственности;
  • совершенствование навыка работать в команде, выполнять поиск необходимой информации при решении поставленных коллективно задач, критически оценивать свою работу;
  • первичное знакомство с работой с новыми компьютерными программами, веб-сервисами, электронными ресурсами, изготовлением презентации;
  • применение своих знаний и умений в сфере информационных технологий, расширение возможностей проектной деятельности.

 Калинина Любовь Александровна

Вологодская область, г.Череповец

МАОУ «СОШ 40», учитель русского языка и литературы

 

 

 

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»