Деятельность Ассоциации, Поэтическая летопись победы
Литературный календарь Победы
Вологодские поэты о войне
Материалы размещаются в авторской редакции. Авторская орфография и пунктуация сохранены
Скачать календарь: скачать файл
Особое внимание на протяжении всего существования школы уделялось патриотическому воспитанию через обращение к героическим страницам истории. Как известно, 2020 год для России очень значимый: отмечается 75–я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Это и определило тему проекта. Основой его содержания стали произведения поэтов-вологжан о Великой Отечественной войне.
Работать над проектом решили дети из 7б класса: Анфиногенова Валерия, Гороховский Семён, Оруджева Раксана, классный руководитель Калинина Л.А.
Совместное творчество – от отбора до интерпретации материала – не оставляет равнодушных, и это повышает возможность для проявления творческого интереса к проекту. Подготовка, работа над проектом приучает школьников к углублённой самостоятельной работе, к поиску новых знаний и умений, которые призваны помочь реализовать себя.
Наша цель заключалась в повышении интереса к изучению краеведческой литературы посредством создания настенного календаря на 2020 год.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- изучить биографии и творчество вологодских поэтов, создавших произведения о ВОв,
- научиться разрабатывать макет календаря в программе Power Point и Word,
- совершенствовать свои поисковые навыки работы с информацией на бумажных носителях и в сети Интернет, навыки обработки собранной информации,
- совершенствовать навыки работы в группе.
Идея проекта заключалась в знакомстве с творчеством вологодских поэтов, чьи произведения связаны с темой Великой Отечественной войны, и в пропаганде литературного наследия нашего края.
Ключевая проблема заключалась в создании продукта, в основе которого будут произведения вологодских поэтов.
Режим работы над проектом определился следующим образом: раз в неделю учащиеся и руководители собирались, обсуждали проделанную работу и планировали индивидуальные задачи каждого участника.
Вся работа над проектом поделились на 3 этапа:
- подготовительный (определение цели и задач, отбор нужного материала, распределение ролей, изучение биографии писателей, отбор стихотворений и подбор иллюстраций к текстам). Нам потребовалось немало времени, чтобы найти 12 разных поэтов-вологжан, выбрать стихотворения по теме. А также сделать краткую биографическую справку, показав связь автора с Вологодчиной;
- основной (создание макета календаря, обработка накопленного материала, изготовление страниц календаря, создание презентации по теме);
- заключительный (подготовка к защите проекта, его представлению).
На этапе сбора материала с учётом творческих, аналитических и технических способностей и возможностей участников проекта, а также их желания были распределены задания по сбору материала. Мы столкнулись со следующими трудностями:
- книг со стихотворениями о Великой Отечественной войне, написанных поэтами-вологжанами, очень мало;
- в сети Интернет информация разрозненная, не имеющая тематической структуры, поэтому необходимо было прочитать очень много стихотворений разных поэтов Вологодской области.
С целью успешной реализации основного этапа, связанного с обработкой информации, совместно была разработана инструкция, как оптимально подготовить материал.
- Картинка должна быть подобрана в соответствии с тематикой стихотворения и обработана в документе Word (поля 0,5 со всех сторон, в функции «Работа с рисунком» выбрать цвет ¾ светло-коричневый, коррекция ¾ полутон).
- Обработка портрета проводится так же, как картинка. Дополнительно используется функция «Эффекты фигур», сглаживание ¾ 25 точек.
- Документ Word с текстом. Поля 1 см со всех сторон.
- Стихотворение слева, кегль – 18. Биография справа, кегль – 14.
- Заголовки (название стихотворения, фамилия, имя поэта, месяц жирно, кегль – 18).
- В таблице с календарём границы должны быть убраны.
- Календарь в правом нижнем углу, жирно, выравнивание цифр по центру, суббота и воскресенье, праздничные дни – красным.
Результатом нашей работы стал календарь, включающий в себя обложку, 12 календарных станиц и страницу с выпускными данными.
Особое внимание удалялось оформлению календарных страниц:
- каждая включает стихотворение и биографическую справку об авторе;
- имеет фоновую иллюстрацию, соотносящуюся с темой стихотворения (например, стихотворение Александра Яшина «Не умру», начинающееся строчкой «Когда я раненный лежал…», и размещено на соответствующей картинке; Сергей Орлов был на войне танкистом, поэтому стихотворение «Это было 19 марта 1943 года» находится на мартовской странице, на картинке с изображением танкового сражения).
Проект имеет несколько точек роста:
- использование данного продукта в качестве материала для проведения внеклассного мероприятия в рамках празднования Дня Победы;
- проведения конкурсов чтецов стихотворений, посвященных Великой Отечественной войне;
- для оформления информационного стенда;
- в качестве памятного сувенира для поздравления ветеранов.
Результатом нашей работы также стала презентация «Стихотворения поэтов-вологжан о Великой Отечественной войне», которую мы планируем использовать для проведения уроков внеклассного чтения в преддверии Дня Победы. В дальнейшем к ней можно будет обратиться на уроках литературы, истории, классных часах.
Положительным результатом работы над проектом можно считать следующее:
- знакомство с краеведческой литературой, воспитание интереса к её чтению;
- расширение литературного кругозора обучающихся;
- овладение навыками анализа литературного произведения и биографического текста, способами компрессии;
- приобщение к самостоятельной работе, развитие ответственности;
- совершенствование навыка работать в команде, выполнять поиск необходимой информации при решении поставленных коллективно задач, критически оценивать свою работу;
- первичное знакомство с работой с новыми компьютерными программами, веб-сервисами, электронными ресурсами, изготовлением презентации;
- применение своих знаний и умений в сфере информационных технологий, расширение возможностей проектной деятельности.
Калинина Любовь Александровна
Вологодская область, г.Череповец
МАОУ «СОШ 40», учитель русского языка и литературы