ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

Деятельность Ассоциации

Материалы круглого стола "Экология речевой среды"

31 марта состоялся круглый стол «Экология речевой среды и формирование речевой культуры подрастающего поколения».  Некоторые детали к материалам пост-релиза.

 

Серьезный разговор на сложную тему происходил в Российской академии образования при участии Общероссийской «Ассоциации учителей литературы и русского языка», но старт обсуждению этого вопроса был дан Рязанским отделением АССУЛ (руководитель Галина Владимировна Карпачева), которые давно и очень внимательно следят за состоянием русского языка в нашем социуме и уже неоднократно выступали инициаторами очень актуальных и горячих дискуссий о судьбе русского языка, его современном состоянии. И тут ничего удивительного- рязанская земля -  это родина великих лингвистов  и великих русских писателей.

Спикерами круглого стола стали  Дейкина Алевтина Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ ,  Добротина Ирина Нургаиновна, заведующая лабораторией  общего филологического образования Института стратегий развития образования РАО, кандидат педагогических наук, Друговейко-Должанская Светлана Викторовна, ст.преподаватель кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета, член Орфографической комиссии РАН, Дудова Людмила Васильевна, председатель Координационного совета АССУЛ, кандидат филологических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И.Герцена, Карпачева Галина Владимировна, Заслуженный учитель России, заведующий учебно-информационным отделом, ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии» и Сенина Ольга Викторовна , учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории, ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии» из Рязани, иерей Павел Коньков, председатель молодежного отдела  Рязанской  епархии   Русской православной церкви, Мокиенко Валерий Михайлович, доктор филологических наук, профессор кафедры  славянской филологии филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Семений Александр Тимофеевич, кандидат медицинских наук, доктор философии, директор медицинского центра «Образ здоровья», г. Москва, Уласевич Ольга Александровна, заведующая Центром грамотности ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького», Федоров Алексей Владимирович, доктор филологических наук, учитель русского языка и литературы ГБОУ №1516 г. Москвы, главный редактор издательства «Русское слово» и Южакова Юлия Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания, Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

 

В процессе подготовки круглого стола Ассоциация учителей русского языка и литературы провела опрос общественного мнения, в котором приняли участие 960 педагогов и  2617 человек школьников и студентов. Опрос показал, что большинство детей  испытывают неловкость, употребляя нецензурную лексику и обращаются к ней, когда не могут подобрать иные слова для выражения своих эмоций: злости, ярости, одиночества… Бравируя своими «познаниями» перед друзьями, они тем не менее отдают себе отчет в том, что окружающие, слыша их, могут испытывать отвращение к произносящим их, формируя впечатление о невоспитанности, развязности и недостатка образования.

Такие рассуждения детей наводят на мысль о том, что ситуацию можно изменить  к лучшему. Основной вопрос: КАК? Что необходимо делать нам, взрослым людям, чтобы помочь детям справиться с соблазном говорить, как все?

Предварял разговор показ видеоролика «Детвора», победителя одного из конкурсов видеороликов Всероссийского конкурса «ДетTVора», который уже несколько лет проводит Волгоградское отделение АССУЛ. Сами дети сквернословие ставят на один уровень с невежеством, злословие приравнивают к миру злых слов. Вывод, который делают школьники - владение правильным и красивым русским языком это проявление любви к родному Отечеству, культуре и традициям народа, говорящего на этом языке, показатель уровня образования и воспитанности.

В ходе круглого стола были высказаны следующие суждения.

Стремительное разрушение норм русского языка есть проявление   существующей в социуме вариативностью нравственных и моральных норм. Сегодня молодые люди начинают думать на языке, в котором использование обсценной лексики уже не воспринимается как недопустимое речевое поведение. Демократизация привела к проникновению ее принципов и в речь. Мат перестал быт в современном обществе сублимацией драки, а один из синонимов его – брань - можно помечать в словаре как устаревшее.

Представление об уникальности русского мата – это миф, брань присутствует во всех языках мира.  Прежде чем  бороться с этим явлением– необходимо проанализировать, в чем корни этого зла. Запреты и «запикивания» мата в официальных эфирах не помогают. Нужно искать другие инструменты.

Источники, из которых черпается брань, к сожалению , многочисленно. И среди особенно важно, что черпают брань в СМИ, Интернете, социальных сетях и семье и самое неприятное заключается в том, что нередко обращение к обсценной лексике не считается чем-то исключительным и недопустимым. Мат перестает восприниматься как ругательство, становится обыденностью, порою единственным средством выражения ярких эмоций, которым современный человек способен выразить свою мысль.

Пассивность общества в отношении к языковому беспределу ведет к вседозволенности в речевом поведении, отсутствию «внутреннего выключателя» и вопрос о том, возможно ли культурно ругаться становится излишним.

Ответственность СМИ и социальных сетей в условиях утраты каких- либо границ стиля за состояние речевой среды многократно возрастает. Исследования показывают, что на детей оказывает большее влияние сегодня не школа и семья, а интернет (блогеры, стримеры, чтение пабликов). Там нет контроля и проникновение в это речевое пространство для них не закрыто.

Активное обращение к нецензурной лексике – это один из показателей физического и психического нездоровья человека и социального неблагополучия в обществе.

Что же делать? В ходе обсуждения были предложен следующие пути решения проблемы, конечно же, этим перечнем они не исчерпываются.

Бороться не с языком и с языковыми средствами, а с его носителями и причинами, порождающими эти явления, предупреждать распространение нецензурной лексики.

  • Отслеживать и разъяснять языковые процессы происходящие в языке, использование разрешенных в определенных ситуациях слов (жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы, просторечия, сленг), учить правильному их использованию в речи. Необходимо четко осознавать ситуацию, в которой возникает необходимость употребления тех или иных терминов, ограничивая себя.
  • Необходимо учить подрастающее поколение нарабатывать «языковой капитал», объяснять и наглядно показывать детям, что тот, кто лучше и красивее говорит – будет иметь в жизни гораздо большие блага, нежели косноязычный и необразованный человек.
  • Разъяснять этимологию брани. Откуда пришло в наш язык слово и по какой причине оно «запретно».
  • Заучивать классику, эталонные образцы языка классиков, которые учат правильному языку. Осознанно изучать тексты.
  • Развивать волевой контроль, речевой этикет. Бороться, культивируя хорошее.
  • Не замалчивать проблему.
  • Обращать внимание детей, что обсценная лексика – грязная, вредная для здоровья человека и окружающих. Возможно, общество придет когда-нибудь к выводу о том, что матершинников, как курильщиков, необходимо изолировать.

Выводы, к которым пришли участники круглого стола свелись к следующему:

  • Бороться с матом бесполезно. Ненормативная лексика – вечная.
  • Без внелитературных элементов и язык, и его носители обойтись могут.
  • Необходимо издавать книги, словари «крылатых слов» классиков.
  • Знать слова и пользоваться ими – не одно и то же.
  • Счастливые люди матом не ругаются.

С некоторыми материалами прошедшего круглого стола Вы можете ознакомиться:

презентация Дудовой Л.В.: скачать файл

презентация Дейкиной А.Д.: скачать файл

презентация Добротиной И.Н.: скачать файл

презентация Михальского А.В.: скачать файл

 

Фотоотчёт

1
10
11
4
6

Начат большой разговор,  и мы надеемся на его продолжение! Спасибо всем, кто принял участием в нашей встрече.

 

 

Материал подготовлен Семенихиной Е.А.

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2022 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»