Круглый стол «Школьное сочинение: вчера, сегодня, завтра»
20 января 2015 г. членами общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка Ленинградской области» был организован круглый стол «Школьное сочинение: вчера, сегодня, завтра» (место проведения – Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург).
В работе круглого стола приняли участие 55 человек. Среди участников были представители из других регионов (Карелия, Иваново, Псков, Москва).
С приветственным словом выступили Людмила Васильевна Дудова, Председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», и Татьяна Шабаева, редактор приложения «Словесник» («Литературная газета»).
Елена Робертовна Ядровская, руководитель регионального отделения ОО «АССУЛ» в Ленинградской области, доктор педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена, представила исторический экскурс в изучение школьного сочинения.
Елена Григорьевна Шарая, начальник сектора итоговой аттестации обучающихся Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, познакомила участников круглого стола с аналитическими данным, обобщающими результаты проведенного сочинения в Ленинградской области.
Алексей Иванович Дунев, доцент кафедры русского языка РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МОУ «Ново-Девяткинская СОШ № 1» Ленинградской области, поделился мнением о результатах, проблемах и перспективах школьного сочинения как формы аттестации выпускников общеобразовательной школы.
После интересного и продуктивного обсуждения участники пришли к мнению, что:
- необходимо уточнить цели и место сочинения в системе школьного литературного образования, поставить вопрос о систематической работе над сочинением с 5-го по 11-й классы;
- необходимо изменить сроки проведения выпускного сочинения, которое должно стать результатом завершения курса русской литературой в школе;
- обсуждаемая форма аттестация имеет метапредметный характер, поэтому для подготовки выпускников к итоговой работе и оценки сочинения нужно привлечь учителей обществознания и школьных психологов;
- участники предложили включить жанровые характеристики в задание по написанию сочинения;
- критерии оценки не могут оставаться такими, какими они были предложены в 2014 г.; все критерии должны быть четкими, точными и включать количественные показатели оценивания текста;
- работа экспертов не может проходить в ущерб учебного процесса и должна быть оплачена;
- необходимо рассмотреть вопрос о введении сочинения как возможной итоговой формы метапредметного результата обучения выпускника школы.
Все участники получили сертификаты и выразили благодарность организаторам круглого стола и кафедре филологического образования ЛОИРО за помощь в организации семинара и предоставлении площадки для обсуждения важных проблем современного филологического образования.