ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

  • Главная
  • Деятельность АССУЛ
  • Итоги работы международного научно-практического семинара «Филологическое образовательное пространство в современной школе: изучение русского языка и литературы в условиях многоязычия. Состояние, проблемы, ...

Деятельность Ассоциации

Итоги работы международного научно-практического семинара «Филологическое образовательное пространство в современной школе: изучение русского языка и литературы в условиях многоязычия. Состояние, проблемы, ...

12-13 декабря 2014 года Московский институт открытого образования принимал участников Международного научно-практического семинара «Филологическое образовательное пространство в современной школе: изучение русского языка и литературы в условиях многоязычия. Состояние, проблемы, прогнозы».

Организатором мероприятия стал Московский институт открытого образования в тесном контакте с Общественной палатой Российской Федерации, ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля, Общероссийской общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и русского языка», Региональной общественной организацией «Единая независимая ассоциация педагогов», Региональной общественной организацией «Независимая ассоциация словесников».
Первая часть семинара (в формате Круглого стола) прошла в Общественной палате Российской Федерации, вторая часть (в формате мастер-классов) – в ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля.
Целевая аудитория: заведующие кафедрами русского языка в России и за рубежом, преподаватели вузов, педагоги общеобразовательных организаций.
Количественный состав: более 100 человек. Большая часть – гости столицы, приглашенные из других регионов России (Томска, Ульяновска, Ярославля, Казани и др.), из стран ближнего и дальнего Зарубежья (Армении, Белоруссии, Украины, Латвии, Эстонии, Узбекистана, Великобритании и др.).
На круглом столе обсуждались актуальные вопросы изучения и преподавания русского языка и литературы в условиях поликультурного пространства:

  1. Особенности развития международного партнерства образовательных учреждений на современном этапе.
  2. Современные практики и технологии трансляции передового педагогического опыта.
  3. Опыт и перспективы развития билингвального и полилингвального образования, расширение информационных и методических обменов на данном направлении.
  4. Проблемы и перспективы развития образования на русском языке в зарубежных странах.
  5. Новая система государственной поддержки образования на русском языке в зарубежных странах.

Среди докладчиков и содокладчиков были:

  1. Морозов Валерий Эдгартович (д.фил.н., профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования).
  2. Хамраева Елизавета Александровна (д.п.н., профессор кафедры Славянских языков и методики их преподавания Московского педагогического государственного университета).
  3. Ланин Борис Александрович (заведующий лабораторией литературного образования РАО, д.ф.н., профессор).
  4. Грек Антонина Григорьевна (д.фил.н., в.н.с. кафедры филологического образования Московского института открытого образования).
  5. Исаченко Татьяна Александровна (д.фил.н., в.н.с. ФГБУ «Российская государственная библиотека»).
  6. Буланов Сергей Владимирович (к.п.н., Генеральный директор АНО «Центр современных образовательных технологий»).
  7. Кравец Татьяна Викторовна (директор ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля г. Москвы, Заслуженный учитель РФ).
  8. Ковалева Анастасия Викторовна (помощник заместителя секретаря Общественной Палаты Российской Федерации, адвокат, Председатель совета МОО «ЗВОН»).
  9. Курамшина Людмила Леонидовна (сопредседатель КС ОО «АССУЛ», руководитель регионального отделения ОО «АССУЛ», Отличник народного просвещения, учитель высшей категории, МБОУ СОШ № 143 г. Казани).

Видео

Итоги работы международного научно-практического семинара «Филологическое образовательное пространство в современной школе: изучение русского языка и литературы в условиях многоязычия. Состояние, проблемы, прогнозы»

В принятии итоговой резолюции активно участвовали коллеги из Зарубежья:

  1. Баятян Эвелина Амутовна (к.п.н., доцент кафедры русского языка Педагогического университета имени Х. Абовяна).
  2. Кадочников Олег Петрович (к.ф.н., доцент Винницкого института Межрегиональной Академии Управления персоналом).
  3. Хван Людмила Борисовна (к.п.н., профессор кафедры русской филологии, Каракалпакского государственного университета имени Бердаха).
  4. Козлова Ирина Валерьевна (магистр русской филологии, преподаватель Международной высшей школы бизнеса и экономики, Латвия).
  5. Гаврилова-Хардисти Татьяна Григорьевна (к.э.н., Phd-philosofy doctor в русской школе г. Ньюкасл).
  6. Тимошенко Фаина Анфимовна (магистр филологии, докторант кафедры языкознания, преподаватель русского языка как иностранного Даугавпилсского университета; Варкавская основная школа).
  7. Мёльс Леэна и Панова Лариса (Председатель и член правления «Общества преподавателей русского языка и литературы Эстонии», члены правления «Эстонского союза учителей иностранных языков», старшие учителя русского языка как иностранного).
  8. Рычкова Людмила Васильевна (к.фил.н., доцент, заведующий кафедрой общего и славянского языкознания Гродненского государственного университета имени Янки Купалы).
  9. Филина Оксана Леонидовна (д.п.н., профессор Балтийской международной академии).

Итоги работы международного научно-практического семинара «Филологическое образовательное пространство в современной школе: изучение русского языка и литературы в условиях многоязычия. Состояние, проблемы, прогнозы»

Некоторые зарубежные коллеги по объективным причинам не смогли приехать и приветствовали участников семинара официальными письмами. Так, заместитель Министра образования и науки Республики Армения Мкртчян Манук Ашотович и Президент Армянской ассоциации учителей русского языка и литературы Баласанян Лилия Гургеновна обратились к участникам семинара со следующими словами: «Велением времени стали выдвинутые современным обществом и школой новые требования к качеству подготовки педагогов, к уровню их профессиональной педагогической деятельности. Реализация этих требований возможна только при активной включенности в процесс модернизации педагогического образования профессионального сообщества. Формат международных научно-практических конференций особенно ценен, так как позволяет наладить конструктивное взаимодействие педагогических коллективов всех стран и организовать сообщество нормотворческих органов, специалистов-исследователей и специалистов-практиков, внедряющих законодательные новации в конкретных жизненных условиях».

В завершении Круглого стола его участники, рассмотрев имеющиеся в ряде образовательных организаций лучшие практики работы в полилингвальной среде, посчитали необходимым и целесообразным рекомендовать следующее:

Совету по русскому языку при Президенте РФ, Совету по русскому языку при Правительстве РФ:
– Признать недостаточную эффективность государственной политики РФ, направленной на укрепление позиций русского языка и русской культуры в России и за ее пределами.
– Поручить профессиональному сообществу определить наиболее эффективные, перспективные пути укрепления позиций русского языка и русской культуры в России и за ее пределами.
– Разработать Федеральную целевую программу поддержки русского языка как государственного языка и языка межнационального общения.
Государственной Думе РФ и Совету Федерации:
– Провести анализ законов, принимаемых на региональном уровне, с точки зрения наличия в них образовательного дуализма (с одной стороны, закрепляется право человека на выбор языка обучения, с другой стороны – однозначно предполагается изучение языка субъекта РФ – подобная ситуация обнаружена, в частности, в Республике Калмыкия и ряде других регионов).
Министерству иностранных дел РФ:
– Совершенствовать систему открытого информирования граждан по вопросам защиты прав российских соотечественников в сфере образования, в том числе языкового.
– Оказать реальную помощь сети международных лагерей по изучению русского языка, в частности, детскому лагерю Правительства Москвы в Камчии (Болгария), детским лагерям, находящимся на территории России.
– Инициировать открытие международной школы по изучению русского языка на базе ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля.
– Поддержать инициативу о создании единого портала «Планета русского языка», благодаря которому учителя и преподаватели русского языка за рубежом могли бы черпать передовой опыт русистов со всего мира.
Министерству образования и науки РФ:
– Активно развивать, наряду с традиционными формами (технологиями), дистанционное образование как инструмент сохранения, совершенствования различных форм изучения и популяризации русского языка в системе общего, дополнительного и семейного образования.
– В Год литературы запланировать в Российской Федерации и странах СНГ и Балтии цикл мероприятий, ориентированных на популяризацию современной российской литературы.
– Объявить конкурс на разработку качественных интерактивных учебных пособий, плакатов, технических средств обучения для специалистов в области русского языка как иностранного.
– Шире внедрять в образовательные организации, обучающие иностранных граждан, современные методики преподавания русского языка как иностранного.
– Возвратить в Федеральный перечень учебников УМК по литературе под ред. М.В. Черкезовой; продумать механизмы включения в учебные планы образовательных организаций РФ учебный модуль «Литературное краеведение».
Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки:
– Разработать критерии оценки эффективности реализации программ по поддержке и продвижению русского языка в национальных республиках Российской Федерации и за рубежом.
– Провести совместно с группой специалистов АНО «Центр современных образовательных технологий» широкомасштабный мониторинг деятельности школ с русским (неродным) языком обучения, а также русских школ и в целом русскоязычного образования за рубежом.
Общественной палате РФ:
– Осуществить общественный контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, направляемых на поддержку и развитие русского языка за рубежом.
– Принять активное участие в экспертизе законопроектов, а также целевых программ, связанных с поддержкой и развитием русского языка в национальных регионах Российской Федерации и за рубежом.  
Образовательным организациям системы повышения квалификации педагогических кадров:
– Разработать новые подходы и технологии повышения квалификации учителей-предметников, методистов, администраторов зарубежных учебных учреждений с преподаванием на русском языке.
– Учесть при разработке лучший мировой опыт и хорошо зарекомендовавшие себя отечественные национальные модели билингвального образования.

Практическая часть семинара прошла в стенах ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля в рамках реализации гуманитарного проекта «Мысли о мире», посвященного 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Надо отметить, что 10 декабря в школе уже прошли торжественная церемония «Посвящение в Деголлята», а также прием в Посольстве Франции, связанный с 70-летием приезда Шарля де Голля в СССР.  А 11 декабря стартовали ежегодные Международные Де Голлевские чтения «Культура и мир: эксперимент и традиция». 
Встречали гостей выступления творческих коллективов ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля. Затем участники Международного семинара посетили следующие мастер-классы:
1) Бинарный урок по теме «Образование причастий».
Григорченко Ирина Александровна (учитель русского языка и литературы МБОУ «Мариинская гимназия» г. Ульяновска, Почетный работник общего образования РФ);
Полканова Анастасия Игоревна (студентка 3 курса факультета иностранных языков Ульяновского государственного педагогического университета).  
2) Малые формы устного народного творчества на уроках английского языка.
Кошелькова Татьяна Викторовна (учитель английского языка ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля, лауреат Гранта Москвы в области образования).  
3) Работа над пониманием исходного текста в системе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Лагуточкина Лариса Николаевна (учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля, лауреат Гранта Москвы в области образования).
4) Литературная неделя в школе как средство популяризации русского языка и литературы. (Опыт проведения Лермонтовской недели, посвященной 200-летию юбилея писателя).
Каморзина Наталья Сергеевна (учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля); Соловьева Мария Витальевна (учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля, Отличник народного просвещения).  
5) Преемственность дошкольного и начального общего образования в изучении русского языка.
Аныгина Зоя Николаевна, Гуляева Светлана Викторовна (учителя русского языка и литературы ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля); Насретдинова Альфия Харисовна (педагог ДО ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля).
Очень важным моментом стало обсуждение мастер-классов. Для рефлексии участникам семинара были предложены следующие вопросы:
- Узнали ли Вы что-то полезное для себя?
- Насколько ценным был опыт, полученный Вами на мастер-классе?
- Поможет ли этот опыт в Вашей профессиональной деятельности?
- Остались ли у Вас какие-то вопросы, если да, то какие?
- Что бы Вам хотелось добавить к содержанию мастер-класса?
Завершился семинар Открытым микрофоном, чаепитием и экскурсией по вечерней Москве.

На следующий день, 13 декабря, участники семинара могли посетить два мероприятия: Церемонию награждения победителей и призеров Третьего Международного конкурса детского творчества «Сказки Красивого Сердца» (Центр эстетического воспитания «Мусейон» Государственного музея изобразительного искусства им А.С. Пушкина) или V Городскую метапредметную детско-взрослую читательскую конференцию «Современная литература и Я-читатель» (ГБОУ Школа № 1251 им. генерала Шарля де Голля).

Много впечатлений доставила гостям читательская конференция, посвященная обсуждению повестей современной писательницы Екатерины Мурашовой: «Класс коррекции» и «Гвардия тревоги».

Итоги работы международного научно-практического семинара «Филологическое образовательное пространство в современной школе: изучение русского языка и литературы в условиях многоязычия. Состояние, проблемы, прогнозы»

Всего в читательской конференции приняло участие 12 школьных команд (по 7 человек в каждой команде). Были те команды, которые стали победителями заочного этапа проведения конференции. 6 команд были приглашены на очную встречу, которая и состоялась 13 декабря.

Началась конференция с приветственного слова хозяев школы – композиции «Тургенев и Полина Виардо». Открыла конференцию директор образовательного комплекса Заслуженный учителей РФ Кравец Т.В. Благодарность за участие в Городском конкурсе «Лучшая библиотека образовательной организации 2014 года» была вручена зав. библиотекой ГБОУ № 1251 им. генерала Шарля де Голля Косовой Л.В. Была отмечена прежде всего ее активная гражданская позиция. В частности, ежегодное участие в благотворительной акции «Ласковая книга», проводимой Центральной городской молодежной библиотекой им. М.А. Светлова. 22 октября 2014 года благодаря усилиям Косовой Л.В. учащиеся школы передали в библиотеку им. М.А. Светлова 512 экземпляров книг детской тематики. Цель акции – привлечь внимание общественности, особенно молодежи, к проблемам семей с детьми-инвалидами, больных детей, детей-сирот, которые нуждаются в чтении книг, в общении со сверстниками и внешним миром. Подарив книгу сказок, приключений или исторических событий, участники акции приняли участие в воспитании этих детей, помогли открыть перед детьми новый мир и получить так необходимый им жизненный опыт.

Непростой разговор получился с аудиторией на читательской конференции, прямо скажем, недетский. Всем пришлось на время снять розовые розочки и во многом посмотреть правде в глаза. Ведь именно этого хотела Екатерина Мурашова, создавая свои произведения.

Тема детей – отбросов общества, которых уже за людей не считают, не нова в мировой литературе. Вспомним хотя бы повесть Короленко «Дети подземелья», роман Гюго «Отверженные». Но сегодня эта тема почему-то становится для многих неудобной, некрасивой. Критика даже иронизирует: «Литературу такого рода не стоит читать впечатлительным барышням, крупным боссам, у которых по десять тысяч стрессов на дню и 5 пачек курева, да и прочим нервнонеустойчивым».

Действительно, в мире литературы есть разные книги, помогающие жить. Одни предназначены для развлечения, успокоения, душевной услады. Другие приглашают к серьезному и вдумчивому разговору и подростков, и взрослых, в целом людей, которым иногда очень полезно остановиться, оглянуться и пересмотреть некоторые свои жизненные и оценочные стереотипы. Именно ко второму разряду относятся книги Екатерины Вадимовны Мурашовой.

Членами почетного Жюри для конференции стали гости из славного города Севастополя (школы № 32): Сергеева Ольга Евгеньевна и ее ученики – Асанова Адиле и Завгородняя Дарья.

Оценивалась работа каждой команды по 3 номинациям: визитная карточка, выполнение задания по повести «Класс коррекции» и выполнение задания по повести «Гвардия тревоги». Максимальный балл по каждой номинации – 10 баллов. Жюри во время работы команд делало пометки, фиксировало все результаты и достижения команд. Слово же Жюри было дано в конце встречи. В задачу Жюри входило определить 3 команды-победительницы.

Для начала команды познакомились друг с другом, а именно представили название команды, девиз и эмблему. Далее каждая команда получила два проблемных вопроса (один – по повести «Класс коррекции», другой – по повести «Гвардия тревоги») и удалилась на 30 минут в отдельный кабинет. В кабинете их ждали необходимый для работы инструментарий, а также компьютер со свободным выходом в Интернет. В помощь ребятам был предложен примерный алгоритм работы в малой группе. Он, конечно, ориентировочный. Команда могла работать по своему плану. Самое главное – получить в ходе обсуждения ответы на проблемные вопросы и постараться их представить в том или ином виде (это могли быть кадры презентации, схемы на ватмане и пр.).

Итоги работы международного научно-практического семинара «Филологическое образовательное пространство в современной школе: изучение русского языка и литературы в условиях многоязычия. Состояние, проблемы, прогнозы»

Итоги работы международного научно-практического семинара «Филологическое образовательное пространство в современной школе: изучение русского языка и литературы в условиях многоязычия. Состояние, проблемы, прогнозы»

Вот круг обозначенных перед командами проблем:

О повести «Класс коррекции» в критической литературе можно прочитать следующее определение: «жестокий призыв к милосердию». Вы согласны с этой позицией?  В повести «Гвардия тревоги» две группы персонажей: положительные герои и отрицательные герои. А есть ли те, кто не попадает ни под одну категорию? Почему это важно подчеркнуть автору?
В повести «Класс коррекции» ярко заявлена проблема социального расслоения. Приведите примеры самого явления и его последствий. Подумайте также, как преодолеть социальное расслоение, по мнению автора. Каким образом в повести «Гвардия тревоги» выстраивается социальная иерархия? Как на самом деле воспринимают герои-подростки эту иерархию?
Есть мнение о повести «Класс коррекции»: мол, Мурашова не дает никаких готовых ответов, да и вопросов не формулирует – только предоставляет много материала для размышлений. И все же, как, по-вашему, отвечает на вопрос автор: что делать с умственно отсталыми, инвалидами, детьми из неполноценных семей, чтобы они не прятались по интернатам, закрытым спецшколам, а потом не попадали в тюрьмы, чтобы вообще мир изменился к лучшему? Что поначалу задевает Дмитриевского-младшего в поведении большинства учеников 8 класса «А»? Чем объясняется такое восприятие?  
«Класс коррекции» - это книга о трудных детях, нуждающихся в коррекции. Полагаете ли Вы, что трудность детей прямо пропорциональна труду, который должен затрачивать учитель в работе с такими детьми? В повести есть целая галерея представителей учительской профессии. Есть статично заданные персонажи, а есть динамично развивающиеся. О ком именно идет речь? Сформулируйте выводы по обозначенной проблеме. Как в повести «Гвардия тревоги» представлена сюжетная линия «Взрослые и дети»? Чему учатся на протяжении всей книги взрослые и дети? 
Критики считают, что автор повести «Класс коррекции» все время романтизирует трудных подростков. Ребята получаются какие-то хорошие, сказочные, эдакие Дон Кихоты наших дней. Элемент детскости восприятия мира автором налицо. Пожалуй, книге не хватает зла. Милосердие здесь крепкое, а зло какое-то ленивое, вялое, сконцентрированное в квартире человека со связями, куда приводят девушку Стешу, да в завуче гимназии, охраняющей покой родителей-спонсоров. Согласны ли Вы с такой позицией? Объясните почему. В критике мы встречаем следующую позицию: в повести «Гвардия тревоги» Мурашовой наиболее четко проявились ее слабые стороны как детского писателя. Во-первых, произведение эклектично, распадается на несколько абсолютно не связанных между собой пластов. Во-вторых, в произведении много условного, неправдоподобного. В-третьих, подросткам читать эту книгу было неинтересно («скучно, не про нас», «так не бывает»). Что Вы можете возразить против такой позиции? Предполагаете ли Вы, каким был бы сюжет повести «Гвардия тревоги», если бы не ярко выраженная активная жизненная позиция ребят из аларм-гвардии? Почему автор именно таким делает финал книги? 
Можно ли сказать, что причина возникновения в повести «Класс коррекции» параллельного мира в жанре фэнтези (даже с принцессой в замке!) заключается в отсутствии взаимопонимания в реальном мире?  С появлением повести «Гвардия тревоги» заговорили о возрождении жанра школьной повести в российской литературе. Но только ли этот жанр представляет книга? 
Действительно ли появление в трудном классе ребенка-инвалида может стать позитивным фактором для опустошенных учеников? (по повести «Класс коррекции») Три первые главы повести «Гвардия тревоги» – «Тая», «Дима», «Тимофей» - являются экспозицией сюжета, вводят нас в мир современной самой обыкновенной (!) школы. Какими предстают «новички»? К какому выводу подталкивает нас автор? 
Антона из повести «Класс коррекции» называют настоящим «теневым лидером». Что подразумевается под этим понятием? Насколько нужны подобные люди обществу?  Некоторые критики окрестили «Гвардию тревоги» «"Тимуром и его командой” на новый лад». Так кто же является «Тимуром» в повести Ек. Мурашовой? Откуда вообще берутся «Тимуры» и какова их роль?
Кульминация – это понятие во многом субъективное и зависит от эмоциональной отзывчивости читателя. Тем не менее в какой момент сюжет повести «Класс коррекции» достигает своей кульминации? Опишите его подробнее. Что больше всего волнует читателя в повести «Гвардия тревоги»: «загадки и отгадки», имеющие отношение к объединению ребят, история Берта или интрига, завязанная на предстоящем отъезде Дмитрия за рубеж? 

После представления командами своих решений модератор дискуссии предлагал выбрать в итоге то или иное нравственное понятие, согласно которому живет большинство героев книг Екатерины Мурашовой:

МИЛОСЕРДИЕ ЖЕСТОКОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ
ЛЮБОВЬ НЕНАВИСТЬ
СМЫСЛ ФОРМА
СИЛА СЛАБОСТЬ
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ РАВНОДУШИЕ
МНОГООБРАЗИЕ ОДНООБРАЗИЕ
АКТИВНОСТЬ ПАССИВНОСТЬ
ЧУВСТВО РАЗУМ

На определенном этапе все догадались о смысле карточек, которые всякий раз крепились на древе, символизирующем художественный мир книг Екатерины Мурашовой. Оказывается, и проблемные вопросы вовсе не были случайно подобранными. Они были частными вопросами одного большого, генерального вопроса: «Так все-таки это разные книги или они об одном и том же? А если об одном и том же – то о чем именно?» Конечно, о добро и зле, свете и тьме. В книгах нетрудно обнаружить повторяющиеся сцены: сцены приглашения в гости, сцены объединения детей во главе с лидером во имя спасения кого-то, сцены со звездами. Можно смело сказать, что эти повторяющиеся сцены и есть то, что делает добро сильнее зла: коллектив, лидер, высокая цель.
Вместе с ребятами на конференции мы пришли к однозначному выводу. Смысл книг Екатерина Мурашовой, наверное, хорошо передают народные изречения: «Мир не без добрых людей», «Вода камень точит», «Дорогу осилит идущий» и др. Вот он – нравственный идеал, к которому автор стремится привести своего читателя.  
В результате работы на читательской конференции 1 место заняла команда ГБОУ Школа № 1251 им. генерала Шарля де Голля, здание № 1 (название команды «Мудрые совы»), 2 место – команда Лицея НИУ ВШЭ (название команды «Слепок общества»), 3 место – команда ГБОУ Школа № 1251 им. генерала Шарля де Голля, здание № 2 (название команды «Птица счастья»). Победители были награждены подарками от Московского центра качества образования (подарочными сертификатами Московского Дома книги) и подарками от Московского института открытого образования (фирменными футболками, блокнотами, ручками).
Все взрослые участники конференции получили бесценный педагогический опыт проведения подобных читательских конференций в своих образовательных организациях.
Для тех гостей, кто уезжал на следующий день, вечером 13 декабря была предусмотрена программа посещения театра.
Более полный отчет размещен на страницы кафедры филологического образования МИОО.
Рабочий контакт и дополнительная информация по телефону: Суханкина Елена Николаевна – 8 (916) 841-86-75.

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»