ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

Деятельность регионов, Республика Дагестан

Республиканский семинар «Роль чтения и литературы в социализации школьников средних и старших классов: мнение учителей и учащихся»

Республиканский семинар  «Роль чтения и литературы в социализации школьников средних и старших классов: мнение учителей и учащихся»

На пленарном заседании слушали председателя Дагестанского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы» Магомедову Ф.А.
В своем выступлении она обратила внимание на то, что литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. «Между тем противоречия и проблемы, назревшие в области функционирования и развития литературного образования и воспитания как особого социального института, давно уже нуждаются в осмыслении».
Фарида Алисултановна напомнила о том, что по инициативе Главы Республики Р.Г. Абдулатипова на территории Дагестана пройдет Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы.
На заседании с докладом выступил начальник Управления образования г.Дербента Казимов Надыр Садуллаевич. Он напомнил, что Президент России В.В. Путин в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению подписал 13 июня 2014 г. Указ «О проведении в РФ в 2015 году Года литературы», и отметил, что роль литературы в жизни человека трудно переоценить. «К сожалению, в настоящее время молодое поколение заявляет о том, что литература изжила себя как вид искусства, ее заменили кино и телевидение. Но остается то небольшое количество учащихся, которые признают и ценят значение литературы в нашей жизни».
Директор Централизованной библиотечной системы Алиева Диана Гафизовнаобратилась к участникам семинара от лица своих коллег, отметив, что многие негативные проявления в нашем обществе напрямую связаны с проблемой чтения, отсутствием культурной среды, напомнила слова Главы Республики Р.Г. Абдулатипова: «Невежество является главным врагом нашей среды».
Завершила пленарное заседание Кафланова И.Г., учитель русского языка и литературы СОШ № 15. Индира Гаджимурадовна отметила, что всех участников семинара сплотила и объединила любовь к слову, к великой русской литературе. «В нашем сложном и многообразном мире литература играет ведущую роль в интеллектуальном, эстетическом развитии ребенка. Литература, являясь важнейшим предметом гуманитарного цикла, формирует общее мировоззрение, духовный, нравственный, гражданский стержень личности».

Директор МБОУ «Гимназия Культуры мира» Султанов Клим Тагиетдинович предложил присутствующим посетить уроки литературы в 5, 9 и 11-м классах, затем внеклассное мероприятие «Я Вас любил…»

По окончании программы семинара были подведены итоги, прошло обсуждение, в ходе которого выступили:

  1. Гапизова Б.М. (Кайтагский район, с. Маджалис, МСОШ), посетившая урок литературы в 9 а кл.: «Педагог поставил перед учащимися определенную цель : постичь идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста. В ходе всего урока у учащихся формировалось представление о смысле человеческого бытия. Учащиеся рассматривали авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»; развивали навыки анализа художественного произведения; показали роль детали в тексте; воспитывать неприятие войны.»
  2. Тагирова Э.Б.(методист УО администрации МР «Лакский район»), посетившая урок литературы в 5 в кл.: «Тип урока был комбинированный. Педагог использовал следующие формы и способы организации деятельности на уроке: фронтальный опрос, выборочный пересказ, выразительное чтение, выборочное чтение, индивидуальная исследовательская работа.»
  3. Абиева Д.Я. (зам.дир. по ВР МБОУ «Гимназия № 3» г. Дербента) : «Учитель работал на уроке над актуализацией и расширением знаний учащихся об эпических произведениях, в частности о сказках, над формированием квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев; формированием навыков выразительного чтения, умением отображать образы и характеры героев, умением пользоваться текстом для доказательства своего утверждения; расширением словарного запаса учащихся; развитием интереса у учащихся к чтению лучших образцов художественной литературы. Невозможно не обратить внимание на воспитательные моменты урока: формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение; формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду».
  4. Шихвеледова И.А. (г. Махачкала, РЦДОДИ), посетившая урок в 9 б кл.: «В ходе работы на уроке учащиеся определили место и роль образа Татьяны в произведении; учились анализу текста; развивали умение логически мыслить и самостоятельно делать выводы. Рассмотрели своеобразие женского образа в романе; раскрыли глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини; развивали умения сопоставлять образы героев, определять приемы авторской характеристики».
  5. Гамидова С.Д. (г. Каспийск), посетившая урок литературы в 11 б кл.: «Учащиеся вместе с педагогом выяснили на уроке, на чем основано счастье семьи; работали над формированием умения анализировать эпизоды, выбирать главное в тексте; над развитием творческих способностей учащихся, над анализом эстетического своеобразия языка и стиля художественного произведения. Был использован ряд методических приёмов: слово учителя, исследовательская работа, аналитическая беседа, выразительное чтение отрывка, анализ эпизода, ролевое чтение».

Внеклассное мероприятие «Я Вас любил…», подготовленное Ахмедовой Н.А., никого не оставило равнодушным. Присутствующим была предоставлена счастливая возможность стать сопричастными к поэзии А.С. Пушкина.

  • Магомедова Ф.А. (председатель Дагестанского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы») выразила восхищение неутомимой деятельностью, глубокими знаниями и широтой души педагогического коллектива гимназии Культуры мира во главе с ее директором Султановым К.Т.

 

Выводы по итогам семинара:

  • Учителя, которые провели открытые уроки и внеклассное мероприятие (Ханмагомедова З.П., Касимова А.А., Гусейханова Г.А., Нифталиева А.Г., Ахмедова Н.А.), еще раз подтвердили, что высокая миссия учителя литературы – воспитать достойного человека, у которого были бы свои нравственные принципы, устои, пробудить в нем интерес к чтению, вернуть культ книги в общество, семью. Эти мысли красной нитью прошли через все уроки литературы и внеклассное мероприятие.

По итогам проведенных мероприятий было решено признать работу республиканского семинара профессионально организованной.

Фотоотчёт

Республиканский семинар «Роль чтения и литературы в социализации школьников средних и старших классов: мнение учителей и учащихся»
Республиканский семинар «Роль чтения и литературы в социализации школьников средних и старших классов: мнение учителей и учащихся»
Республиканский семинар «Роль чтения и литературы в социализации школьников средних и старших классов: мнение учителей и учащихся»
Республиканский семинар «Роль чтения и литературы в социализации школьников средних и старших классов: мнение учителей и учащихся»
Республиканский семинар «Роль чтения и литературы в социализации школьников средних и старших классов: мнение учителей и учащихся»
Республиканский семинар «Роль чтения и литературы в социализации школьников средних и старших классов: мнение учителей и учащихся»
Республиканский семинар «Роль чтения и литературы в социализации школьников средних и старших классов: мнение учителей и учащихся»

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.

  • Телефон: 495-246-01-98 (пн.-пт. с 10.00 до 18.00)
  • E-mail: aurilm@yandex.ru

2014 - 2019 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»