ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

Анонсы

Педагогические путешествия

Свобода выбора…

Татьяна Котова (Школа № 1573, Москва)

Опять я в пути. Неожиданно? Да.…Позвонила Олеся Александровна Комарова из «КОнтрАст Групп» и сказала: «Есть одно свободное место в группе учителей, в Финляндию поедете?»   Мое «Да-а-а-а» прозвучало, как что-то нереальное и несбыточное. Но все-таки сбылось.  «Интерес» меня когда-нибудь погубит. Это точно, но все же…», - подумала я. Побывать в Финляндии  хотелось давно. Наслышана, что финское образование – это «super». Но понять и разобраться необходимо самой…Не правда ли?

«Фин-лян-дия… Фин-лян-дия…»,  - сколько музыки в этом слове? Как сказочная Лапландия со Снежной королевой. Вспомнилось: снег искрится, олени бегут…Вот она сказка!.. Такой и оказалась эта сказочная страна с ударным первым слогом. Справа – лес, слева – лес: березы, сосны чистенькие, как с картинки. Городочек небольшой - Лахти… Опять музыка. Неспешные люди, неспешные дети-шалуны в нулевых классах школы. «Лахти…Лахти…», - поют они, играя, рисуя, балуясь. Бегают в носочках, не в «сменке», по просторным разноцветным залам, валяясь на цветных подушках и подушечках. Свободные, веселые, творческие, не думая о ВПР, МЦКО  и «далеком» ОГЭ. Вспомнила  о наших московских детях,  и стало грустно, потому что им приходится думать именно об этом.

Первое, что поразило в финских школах – это простор и мебель: цветная, удобная,  на маленьких колесиках. Переставляй, крути, складывай, работай в группах, индивидуально – на вкус и цвет. Хочешь полежать – валяйся на цветном матрасике тут же в классе. Хочешь побыть наедине – забирайся в домик – и сиди. Свобода выбора. А если надо что-то повторить, позаниматься с учителем или психологом, то есть пространство для двоих. Побывали в спальне – нет кроваток, а где же спят детки? Оказалось – открываешь шкафчик, поворачиваешь ручку – и появляется кроватка. Вот так. Удобненько…Простор и движение: можно бегать и прыгать – большое внимание физическому развитию. Опять свобода выбора…Это главное…

Свобода выбора... Как для детей, так и для педагогов.   Свобода во многом: в выборе программы,  одежде,  предмете, но это не значит,  что каждый идет своим путем... Все шагают  рядом,  но по-своему, рядом,  но соблюдая паритеты...  Идут к знаниям, к своему будущему, именно к своему, не нарушая личного пространства друг друга,  стараясь увидеть,  скорее,  разглядеть,  ту тонкую грань уважения личности каждого.

Что же дальше? Опять школа из огромного комплекса, экскурсоводы – дети. Кроме основных предметов, изучают иностранные языки: английский, шведский, русский. Если бывают трудности, то есть класс выравнивания. Можно перейти в него и, подучив любой предмет, затем вернуться. Свобода выбора…Из библиотеки попали в мастерские. Вот это да! Школьники работают по металлу, по дереву, для того, чтобы освоить рабочие профессии, есть даже сварочный аппарат. Но не только для выбора своего будущего  изучают эти предметы, а и в повседневной жизни нужно уметь шить, вязать, готовить и  стирать. В кабинете на вешалках готовые изделия: спортивные костюмы, юбки, халаты, вязаные кофты и свитера. Учатся этому и девушки, и юноши, так же как вместе играют в футбол в огромном зале. А ведь у нас тоже были различные мастерские, и не зря – в жизни все надо познать. Свобода выбора. Зашли в комнату для учителей и загрустили - три пространства: для общения и чая,  компьютерный кабинет, для подготовки к урокам.

Наконец,  попали в Университет Прикладных наук. Ходили по просторным залам, кабинетам и отмечали для себя, что преобладает ненавязчивая программа изучения ЖИЗНИ: экономики, права, бизнеса. Меня попросили выступить и поделиться опытом проведения нестандартных уроков, которые дети очень ждут и любят, и которые наполнены теплом и ПРАЗДНИКОМ. Это не я, не родители так их назвали, а дети, написав в мини-сочинении: «На таких уроках у меня всегда праздничное настроение».  Долго  не рассказывала, а показала видео уроков на  разные темы. Все и так ясно: звучит музыка, дети читают стихи, а родители растроганы  до слез происходящим. Что еще нужно, чтобы почувствовать поддержку друзей, учителей и родителей. Слушатели благодарили и записали почтовый адрес, чтобы я могла прислать сценарии. Спасибо всем.
В последний день, когда нечему уже было удивляться, все-таки удивились, побывав в библиотеке. Отремонтированное круглое здание, сверху напоминающее большую птицу, раздвижные двери, много книг. Но не это восхитило, а детский зал с маленькими диванчиками, а на них детки с мамами и папами, которые тихо, почти шепотом, читают им книжки, а ребятишки прилегли, свернувшись клубочком и прижимая к груди любимую игрушку, которых на полочках великое множество. Умилительно: нежный свет от настольной лампы и детские улыбки.

И конечно, впечатлил  детский Комплекс в центре Тампере: много оформленных  сказочных зальчиков и еще  театр, куда можно  прийти всей семьей,  построить и разыграть  пьесу из сельской жизни: покормить лошадку, собачку, овечек, уточек, то есть окунуться в другую жизнь.
Что же еще рассказать? Было столько впечатлений, что сложно удержать в памяти: водопад, музей и кирка…, а еще улыбающиеся открытые финны, всегда готовые прийти на помощь. Хочется поблагодарить организаторов поездки за создание доброй рабочей атмосферы, потому что мы постоянно делились впечатлениями, обсуждали увиденное и старались извлечь для своей работы лучший опыт. Куда еще «занесет» меня судьба, в какую страну?  Любое зерно, посаженное в благодатную почву,  дает всходы. Вот и я, перебирая в памяти яркие моменты поездки, готовлю своим дорогим детям Новогодний СЮРПРИЗ…

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»