ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

Информационные ресурсы, Освещение в СМИ

Летняя школа филологов нацелила на новое

Летняя школа филологов нацелила на новое За преподавание русского языка и литературы в российских школах взялись основательно. К учебному году-2016 будет подготовлена единая концепция преподавания. Высказываются мнения «скрепить» ее с Федеральными государственными образовательными стандартами, внедрение которых близится к завершению. Учителя готовы к переходу на ФГОС. И наши, грязинские, в том числе.
Анна Кораблина (СОШ поселка Прибытковский), Татьяна Гордымова (СОШ села Бутырки), Светлана Панова и Ольга Кобзева (СОШ № 5) сообщили редакции «ГИ» о своем участии в работе межрегиональной Летней школы филологов Центрального Федерального округа. Сей проект был реализован в рамках Года литературы при содействии Липецких областных отделений общероссийских общественных организаций - ассоциации учителей русского зыка и литературы и Союза театральных деятелей РФ, а также института развития образования Липецкой области.
Подробности работы Летней школы мы узнали от Светланы Пановой.
- Едва ли не самая актуальная тема для словесников - переход на систему госстандарта.
- В 5-й школе, где я работаю, переход этот будет осуществлен с 1 сентября, в 5-х классах.
- Светлана Васильевна, поясните, в чем новизна ФГОС.
- Мы, учителя русского языка и литературы, отходим от прежней системы обучения. - Зарекомендовала она себя далеко не с лучшей стороны.
- Главный ее «минус» состоял в том, что учителя передавали ученикам готовые знания, которые те должны были усвоить. Но все запомнить нельзя. И когда надо было применить полученные знания, выяснялось, что нужную информацию ученик просто позабыл. Кого обрадует такой факт - по обученности школьников Россия занимает 43-е место в мире!.. Это, конечно, не говорит о том, что дети у нас не знают - у нас умные дети. Но!.. Я повторюсь, применить знания на практике они не умеют. Если раньше в нашей школе были учащиеся (ударение на 2-м слоге), то теперь от нас, педагогов, требуется подготовить учащегося ребенка (ударение на первом слоге).
- Принцип обучения меняется кардинальным образом.
- Да. Прежний: знания - умения - ученик сдает свои позиции принципу новому: ученик - умения - знания. Не следует понимать его так, что знания уходят на последний план. Хотя бы половину новой информации ученик должен добыть сам. Если он будет правильно ее добывать, а потом анализировать, структурировать в какие-то схемы, блоки, он превратится в ученика не просто знающего - умеющего применять знания. Президент, представители правительства, министерства образования сегодня говорят именно от этом - о формировании в школе творческой личности. Знания должны работать. А то у нас как?.. Учился человек математике, закончил школу, пришел в магазин за обоями - просит продавца помочь, не знает, сколько рулонов купить для кухни...
- Велась ли в Летней школе речь о введении в ближайшей перспективе единого учебника литературы?
- Перед нами выступал на эту тему кандидат филологических наук, доцент, представитель московского издательства «Русское слово» Алексей Федоров.
Единый учебник будет придерживаться определенных рамок, учебная программа четко структурирована, очень интересный момент - иллюстрация. Почему? У современного ребенка клиповое мышление. Он привыкает считывать информацию, смотреть на нее, смотреть на таблицы, схемы. Что касается вопросов, то они будут подвинуты к той системе обучения, которая и делает человека учащегося. Исключаются вопросы типа: «Опиши образ Чацкого». На смену приходит вопрос: «А Чацкий действительно ли умен?» То есть, так ли он умен? И здесь можно рассмотреть и позицию Гончарова с его «Мильоном терзаний», и позицию Федора Михайловича Достоевского с его прямо противоположным мнением в отношении Чацкого.
- Ученик учится размышлять.
- Он сравнивает, видит вопрос и попытается подойти к нему с разных сторон самостоятельно. Мнение ученика обязательно. На это настроен и ЕГЭ по русскому языку: ты соглашаешься или не соглашаешься с позицией автора, приводишь свои аргументы. Это дорогого стоит: ученик думает, мыслит.
- Творческий подход к преподаванию...
- ФГОС нацеливает только на творчество. Скажем, излагал прежде учитель биографию Александра Сергеевича Грибоедова. Последовательно. А ведь ее можно представить совсем иначе - с момента трагической гибели писателя. И это будет куда интереснее.
- В общем, и вы, и ваши коллеги полностью готовы к проведению уроков по-новому. - В Летней школе были не только теоретические, но и практические занятия. Из Великого Новгорода приезжала доктор филологических наук, профессор Софья Львовна Каганович. Познакомила она нас с алгоритмом анализа прозаического произведения. Вот рассказ «Муму» Тургенева. С чего начать его анализировать? Ученик должен видеть перед собой какой-то план с основным перечнем вопросов, который ему поможет при анализе. Но план - творческий, его можно расширить. Кто-то заинтересуется историей создания литературного произведения, кто-то поговорит о том, какие средства художественной выразительности присутствуют в тексте. Таким образом, каждый подойдет к анализу со своей точки зрения, как ему интересно, но соблюдая при этом предложенный алгоритм.
- Что еще предусматривает система госстандарта?
- Мы уже практикуем интегрированный и бинарный уроки. Появилось новое понятие «метапредметная связь» - урок литературы вполне возможно связать и с историей, и с иностранным языком, и с другими уроками. В Летней школе нас познакомили с рядом успешных наработок по ведению ФГОС в образовательных учреждениях Центрального федерального округа. Выступали филологи из Москвы, Ульяновска, ряда городов. Был проведен «круглый стол», где каждый поделился своим опытом. Удостоверение о повышении квалификации мы получили после сдачи итоговой работы по вопросу преподавания русского языка и литературы в условиях современной образовательной среды.
Нина АМБРОЖИЙ.

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»