ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

  • Главная
  • Деятельность АССУЛ
  • VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»

Деятельность Ассоциации

VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»

17-18 декабря 2015 года в городе Москве состоялась VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество».

Она была приурочена Году литературы в России, а также посвящена приближающемуся 800-летию одной из самых древних и совершенных жанрово-строфических форм – сонету, возникшему между 1215-1220 гг. на юге Италии в Сицилии, 750-летию величайшего итальянского поэта Данте Алигьери, одного из основоположников и выдающихся мастеров этой формы, и 75-летию ученого-филолога Олега Ивановича Федотова – профессора, доктора филологических наук, члена-корреспондента Международной Академии педагогического образования, члена Союза писателей России, в течение 21 года председателя Международного научно-творческого семинара «Школа сонета». Организаторами конференции стали кафедра филологического образования Московского института открытого образования, ГБОУ Школа № 1251 им. генерала Шарля де Голля, Общероссийская общественная организация «АССУЛ», кафедра русской и зарубежной литературы Российского университета дружбы народов.
Принять участие в конференции смогли более 300 учителей русского языка и литературы, преподавателей вузов, руководителей детского чтения, сотрудников школьных библиотек. На конференцию приехали ученые и поэты из городов России, а также из Канады, Италии, Словакии, Казахстана, Узбекистана, Молдавии, Украины. Кроме того, среди авторов стендовых докладов были заочные участники из Германии, Грузии и Белоруссии. Особенно отрадно, что участниками конференции впервые стали студенты-практиканты из Московского педагогического государственного университета – будущие учителя-словесники. Все они, наравне с бывалыми участниками, обсудили традиции жанра сонета, животрепещущие проблемы подросткового чтения в современном мире, новейшие педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы, содержание и формы подготовки к итоговому сочинению в 11 классе, информационную культуру филолога, высказали свое отношение к изучению классики в школе. Всем участникам прежде всего посчастливилось соприкоснуться с легендами – сонетологами и сонетистами.
Первый день, объявленный Днем Сонета, был проведен в Московском институте открытого образования. Для участников конференции была организована выставка «Венок сонетологов и сонетистов». Пленарное заседание открыла заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образования, Председатель Общероссийской общественной организации «АССУЛ», член Совета по русскому языку при Президенте РФ Л.В. Дудова. Она выразила озабоченность и тревогу по поводу непродуманных реформ в образовании, ведущих к неуклонному сокращению учебных часов, которые отводятся на ключевые предметы, прагматичный подход к программам, наметившийся не только среди чиновников Министерства образования, но и среди законодателей городской и государственной Думы. С другой стороны, она поприветствовала обнадеживающую тенденцию сближения деятельности Международного научно-творческого семинара «Школа сонета» с работой учителей-словесников, приобщение детей к творчеству в русле продолжения традиций, заложенных классической русской школой от пушкинского Лицея до Тенишевского училища.
Председатель Международного научно-творческого семинара «Школа сонета» О.И. Федотов ознакомил присутствующих со своим детищем, почтил память ушедших за последние пять лет сонетологов и сонетистов К.Д. Вишневского, М.Л. Гаспарова, О.Н. Гринбаума, И.О. Фонякова и Р.Б. Евдокимова-Вогака, а также представил презентацию на тему «Сонеты о сонетах, сонетистах и сонетологах».
О секретах своей творческой лаборатории поведал выдающийся мастер венков сонетов, доктор философских наук из Петрозаводска Ю.В. Линник, создавший 623 произведения этой исключительно сложной поэтической формы и написавший обобщающую его богатейший опыт книгу «СТЕФАНОС». Теоретические выкладки он иллюстрировал своими собственными стихотворными произведениями и красочными слайдами.
Разговор о феномене венка сонетов продолжила профессор университета им. Мактея Бэла, доктор филологически наук из словацкого города Банска-Быстрица Л.А. Сугай. Темой ее научного доклада стала проблема появления первого сонетного венка у восточных славян. Таковыми оказались еще не освоенные наукой венки сонетов Ф.Е. Корша, известного не только первой адаптацией этой формы на русской почве, но и книгой о подлинности или мистификации продолжения пушкинской «Русалки».
В финале пленарного заседания выступил сын известного автора романов в форме венков сонетов из канадского города Квебека Алексея Бердникова москвич Михаил Бердников. Он прочитал свой венок сонетов из изданной им в самиздате книги «Семантика графоманства», в которой была предпринята попытка системного пародирования произведений русской классики под довольно прозрачно-намекающими заголовками: «Долина звонов», «Зимние грезы», «Белые ночи», «Дядюшкин сон», «Идиот», «Человек в футляре», «Гробница наяд», «Искатели жемчуга», «Скиталец», «Лошадиная фамилия» «Преамбула».
Затем прошли секционные заседания. Одна из секций продолжила тему сонета. Ее девиз: «поэзия – прекрасная страна». Постоянно звучали прекрасные слова о сонете как жанре: «Сонет подобен крыловидным гуслям…» (К.Ф. Ковалев), «Этим ключом открывал свое сердце Шекспир» (Вордсворт), «И тем, кто волшебством моим пленен, Я в тесной форме ширь и глубь открою…» (А.В. Шлегель) и др.
Секцию открыл доклад доцента Российского государственного социального университета, члена Союза писателей России, кандидата философских наук Р.М. Руповой «Венок сонетов как модель бытия». В сущности, это был венок о венке сонетов в форме… венка сонетов. Следом за ней слово взял профессор Российского университета дружбы народов, доктор филологических наук, известный волошиновед С.М. Пинаев. В его докладе сонет М.А. Волошина «Грот нимф» был проанализирован как проекция судьбы поэта в связи с изложением этого мифа Порфирием и интерпретацией его сюжета позднейшими философами и поэтами. Е.И. Зейферт, профессор Российского государственного гуманитарного университета, поделилась своими наблюдениями над закономерностями перевода сонетного венка Р. Жакмьена «У памятника а Тиргартене». Живой интерес у присутствующих вызвало сообщение редактора канала «Культура», кандидата филологических наук В.Ю. Александрова, посвященное парадоксальному сопоставлению «самого красивого» уравнения Эйлера и структуры сонета как эффективного средства преодоления хаоса. Далее последовала серия полемических по отношению друг к другу докладов кандидата физико-математических наук В.Ф. Погорелова (Валентин Осень) из Одессы, московского поэта Леонида Фокина и аспиранта из итальянского университета в Бергамо Е.Е. Илларионовой. Первый предложил математическую модель идеального сонета, согласно которой отклоняющиеся от идеальной нормы 14-стишия могут быть квалифицированы лишь как стихотворения сонетного типа. Этой пуристской точке зрения противостоял второй доклад, в котором речь шла о широких экспериментах в сетевой поэзии с так называемым «японским» сонетом, который извлекается из широкого контекста сонета традиционного. Пример толерантности подала молодая исследовательница из Италии, представившая образцы сонетных ассоциаций в творчестве Иосифа Бродского и Аннелизы Аллевой. В заключение прозвучали два «школьных» доклада: учителя ГБОУ СОШ № 2026 г. Москвы И.А. Левина о диалектике мифологем «Венка сонетов» Вячеслава Иванова как текстообразующем признаке и заведующей кафедрой педагогических инноваций Института развития образования, кандидата педагогических наук из Ижевска В.Б. Сергеевой, предложившей творческую мастерскую сонета по инновационной технологии литературного образования школьников.
Секцией «Проблема детского и подросткового чтения в современном мире» руководила профессор Н.Е. Кутейникова. Секция прошла не просто продуктивно, но очень активно и интересно. Кроме докладов, освещавших опыт работы по формированию читательской активности учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности (О.В. Еливанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1449 г. Москвы; Ю.Л. Мокшина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 г. Калуги; Н.И. Мудрова, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 492 г. Москвы; С.О. Шебалкова, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 2005 г. Москвы; Е.С. Шибанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1566 г. Москвы), были заслушаны и обсуждены доклады междисциплинарного характера, например доклад И.С. Давыдовой «Исследование когнитивных аспектов читательской активности подростков», который, с одной стороны, опирался на социологические исследования докладчика и ее социально-педагогическую практику, с другой стороны, на опыт внедрения социально-педагогических практик и методик в деятельность образовательной организации. Был также интересен доклад ученого секретаря Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского П.Е. Дедика «Возможности потенциала информационно-компьютерной грамотности для развития мотивации и интереса к чтению», основанный на опытно-экспериментальной работе в ГБОУ Гимназия № 1595 г. Москвы. Т.В. Сулакова рассказывала о сопряжении деятельности учителя-словесника и школьного библиотекаря по формированию позитивного отношения обучающихся к чтению как необходимом условии реализации ФГОС НОО (педагог-библиотекарь ГБОУ «Школа № 1429 им. Героя Советского Союза Н.А. Боброва», г. Москва). Н.Е. Кутейникова осветила возможности сопряжения классного и внеклассного чтения для формирования мотивации и интереса к чтению, формированию читательской компетенции учащихся. Доклад доктора педагогических наук, профессора Московского городского педагогического университета Л.С. Сильченкова вызвал дискуссию о проблемах чтения, изучения и преподавания литературы в начальной и средней школе, о проблемах преемственности и проблемах, заложенных в УМК начальной и средней школы. Весьма увлекательным был доклад Н.Ю. Проскурниной, методиста отдела развития общего образования Калужского института развития образования, посвященный важной роли учителя-словесника в педагогическом коллективе образовательных организаций в продвижении подросткового чтения. А.А. Лаврова и А.Ю. Казаманов, координаторы программы «Культура в нас», рассказали о приемах и формах работы по пробуждению способности учащихся разного возраста к чтению, а директор Лицея № 5 им. Ю.А. Гагарина г. Волгограда Л.А. Тропкина совместно с коллегой-словесником А.А. Кириченко продемонстрировали формы и приемы работы, мероприятия разного уровня, проводимые в Лицее для приобщения детей и подростков к чтению, показали видеофильм «Блиц-опрос о том, какую книгу Вы прочитали и когда это было». Выступление Л.А. Тропкиной и А.А. Кириченко было настолько содержательным и зажигательным, что вызвало аплодисменты, бурю эмоций и множество заинтересованных вопросов.
В завершение Первого дня прошел Творческий вечер поэтов-сонетистов с вручением дипломов и памятных призов участникам Всероссийского конкурса на лучший сонет среди школьников, который проводился Общероссийской общественной организацией «АССУЛ». Награды получили 16 участников разных возрастов, представляющие разные регионы страны: Архангельскую, Ярославскую области, Ставропольский край, Москву и Подмосковье. Огромное уважение Жюри вызвала работа москвички Алины Палкиной, автора единственного венка сонетов «От осени до зимы», магистрал которого она прочитала, поблагодарив за оказанную ей помощь в его редактировании Юрия Линника.
На следующий день, 18 декабря 2015 года, на площадке Российского университета дружбы народов продолжилось выступление участников секции «Венок сонетологов и сонетистов». День поэзии продолжился и на мероприятиях, проходивших в школе № 1251. Тематические мастер-классы представили учителя: А.Г. Струнина (открытый урок по теме «Италия – родина сонетов»), Т.В. Шанина (открытый урок по теме «Из всех великих людей он самый загадочный. Кто он – Шекспир?», Г.Т. Давтетбаева, М.Ю. Рычкова (открытый урок по теме «Сонет – жанр мировой литературы»), М.В. Соловьева (творческая мастерская «Основы стихосложения») и Л.Н. Лагуточкина (открытый урок по теме «Хокку – жемчужина японской поэзии»).
Итак, Второй день конференции прошел на базе школы № 1251. Среди почетных гостей мероприятия были профессор кафедры теории и практики преподавания русского языка и русского языка как иностранного А.Д. Дейкина, доцент кафедры методики преподавания литературы Н.А. Миронова.
С приветственными словами к участникам конференции обратились директор школы № 1251 Т.В. Кравец, заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образования, Председатель Общероссийской общественной организации «АССУЛ», член Совета по русскому языку при Президенте РФ Л.В. Дудова, профессор Московского института открытого образования Л.Н. Дмитриевская, директор лицея № 5 им. Ю.А. Гагарина г. Волгограда Л.А. Тропкина. Каждый выступающий отметил уникальный состав участников: ученые-филологи, методисты, учителя-практики, студенты, школьники.
Прекрасным подарком для участников конференции стала встреча с исполнительницей главной роли в последней экранизации романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» – Дарьей Сергеевной Урсуляк, выпускницей Театрального института им. Б. Щукина, дочерью режиссера Сергея Урсуляка и актрисы Лики Нифонтовой. Дарья Сергеевна оказалась удивительно цельным, скромным и интеллигентным человеком. Она рассказала участникам конференции, как ей пришлось очень стараться, чтобы не подвести отца, доверившего ей столь значимую роль, чтобы не стать незаметной на фоне страстной Аксиньи.
Заметим, что 2015 год, кроме всего прочего, стал годом 110-летия со дня рождения Михаила Шолохова и 50-летия со дня получения им Нобелевской премии. Поэтому роман «Тихий Дон» снова оказался в центре внимания. Новая его киноверсия вышла на экраны страны 29 ноября 2015 года. Жители Шолоховского района, наверное, больше всего ждали появления на телевидении четвертой экранизации знаменитого романа. Тем более съемки проходили недалеко от станицы Вешенской. Сергей Урсуляк на встрече с будущими зрителями фильма в станице Вешенской сказал: «Я думаю, что мы по-настоящему не пережили, не отрефлексировали и не отказались от того, что произошло с нами за последние сто лет. Эти уроки не были усвоены нами, а выводы не были сделаны. Поэтому существует большая вероятность наступить на одни и те же грабли в настоящем и будущем. Чрезвычайно быстро свои становятся чужими, и вот враги уже те, кто говорил на одном языке, думал и желал одного и того же. Для меня «Тихий Дон» – это предупреждение и напоминание того, что может быть». Кроме того, режиссер высказал пожелание о том, чтобы при просмотре фильма не старались сравнивать его героев с героями С.А. Герасимова, что он не собирался своей экранизацией соперничать с предыдущими фильмами, а просто пытался донести свой взгляд, свои мысли о трагедии, постигшей семьи казаков в годы Гражданской войны. Тем не менее сравнение неизбежно. Поэтому региональное отделение Общероссийской общественной организации «АССУЛ» в Волгоградской области провело сбор мнений по вопросу: «Удалось ли, на Ваш взгляд, новым героям фильма «Тихий Дон» Сергея Урсуляка завоевать сердца зрителей так же, как уже знакомые и любимые герои в исполнении российских актеров, снимавшихся в фильме «Тихий Дон» С.А. Герасимова?» Результаты опроса председатель регионального отделения «АССУЛ» Л.А. Тропкина представила участникам конференции, а главное гостье – Дарье Сергеевне Урсуляк.
После пленарной части собравшимся были предложены 12 мастер-классов учителей школы. Это, как уже было сказано, мастер-классы, связанные с темой поэзии: А.Г. Струнина (открытый урок по теме «Италия – родина сонетов»), Т.В. Шанина (открытый урок по теме «Из всех великих людей он самый загадочный. Кто он – Шекспир?», Г.Т. Давтетбаева, М.Ю. Рычкова (открытый урок по теме «Сонет – жанр мировой литературы»), М.В. Соловьева (творческая мастерская «Основы стихосложения») и Л.Н. Лагуточкина (открытый урок по теме «Хокку – жемчужина японской поэзии»). Среди мастер-классов также были: литературная мастерская «Русь, куда ж несешься ты?..» (10 класс, учитель Л.Р. Гаямова погрузила учащихся в исследование многогранности и необычности русского характера в творчестве В.М. Шукшина на примере анализа рассказа «Забуксовал», в поиск ответа на вопрос: что может объединять Н.В. Гоголя и В.М. Шукшина – писателей, столь разных и по времени, и по духу?), презентация работы школьной театральной студии «В начале было Слово…» (смешанная группа дополнительного образования, педагоги Ю.И. Казакова, Е.В. Кушнерова представили совместную проектную работу педагогов и учащихся школьной театральной студии «Этюд», целью которой является попытка анализа и наиболее полного раскрытия смыслового и эмоционального содержания поэтического текста, в частности сонетов Уильяма Шекспира, при помощи этюдных и импровизационных методов и различных средств актерской выразительности: вокала, пластики, речи), учебная дискуссия «Нужно ли проходить в школе большие эпические произведения?» (по роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», 9 класс, учитель Т.А. Вторушина постаралась силами учащихся дать ответ на далеко не праздные вопросы: почему многие дети читают все меньше и меньше, какие трудности при чтении вызывают большие эпические произведения, зачем ученики пользуются кратким содержанием?), открытый урок «Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утес» и «На севере диком…» (4 класс, учитель А.Ю. Акакиева показала приемы понимания идеи художественного произведения посредством сравнительного анализа), открытый урок «Проектная деятельность на уроках литературного чтения: «Загадки эпохи Петра Великого» (3 класс, учитель Л.А. Киселева предложила особую форму работы с историческим рассказом, используя различные виды деятельности: блицтурнир, опрос и др.), открытый урок «Эффективные приемы анализа текста (на примере рассказа Л.Н. Толстого «Два брата», 4 класс, учитель Н.А. Ошарова в ходе урока мастерски подвела учеников к самостоятельному определению понятия, что такое счастье и почему оно у каждого свое), открытый урок «Работа со словарями как одно из направлений в подготовке к итоговой аттестации» (8 класс, учитель Н.С. Каморзина продемонстрировала возможности использования справочной литературы на уроках русского языка и во внеурочной деятельности с использованием эффективных приемов деятельностного подхода на примере кейс-технологии).
Во время работы секции «Современные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы» были заслушаны сообщения и представлен презентационный, иллюстративный и раздаточный материал. Центральной темой стало обсуждение многообразия видов и форм проектной и исследовательской деятельности. Наиболее актуально прозвучали сообщения о проектной и исследовательской деятельности в системе основного и дополнительного образования и работе школьных библиотек. Проектная деятельность была презентована как результат достижений в образовательной, инновационной и исследовательской деятельности обучающихся, как апробация новых методик в исследовательской работе, как возможность для обмена опытом проектно-исследовательской деятельности между педагогами и обучающимися в контексте метапредметных связей, в выявлении одаренных детей. Отдельной темой стала презентация краеведческой и музейной деятельности учителей гуманитарных предметов в докладах Н.В. Богдановой «Краеведческая и литературная деятельность школьного музея и учителей русского языка и литературы» и Л.В. Симахиной «Три Антона в истории русской педагогики». Особый интерес вызвали проблема повышения уровня социализации проектной деятельности, необходимость в более широком обмене опытом.
Работа секции «Актуальные проблемы истории, теории и методики преподавания языка», по общему мнению участников, была плодотворной. Все доклады отличались новизной идей, инновационностью практики преподавания русского языка, интересной аргументацией, убедительностью изложения. Пристальное внимание к тексту как дидактической единице, позволяющей моделировать урок в единстве формы и содержания, было отражено в докладе доктора педагогических наук, профессора А.Д. Дейкиной «Моделирование урока русского языка на основе текста». Современный подход к анализу текста как единицы языка, речи и культуры был продемонстрирован доктором педагогических наук О.Н. Левушкиной в докладе «Лингвокультурологические характеристики текста в 5-6-х классах: обучение пониманию текста на уроках русского языка». Лингвистическое обоснование, высокопрофессиональное, общественно значимое, было дано кандидатом филологических наук О.В. Трубиной жаргонному дискурсу и дискурсу СМИ: названы современные тенденции, обозначены классификации, приведены интересные примеры из речевой практики. В докладе опытного учителя русского языка и литературы Л.М. Видерман были показаны приемы работы с орфографическим словарем для повторения сведений о грамматических категориях. Опора на словарь представляет собой совокупную систему заданий для учащихся, последовательно используемых в учебном дискурсе. Органичное соединение уроков русского языка с внешкольной деятельностью учащихся посредством школьного телевидения было представлено в докладе учителя русского языка и литературы Е.В. Коняшкиной «Школьное телевидение как средство мотивации познавательной деятельности на уроках русского языка и во внеурочной деятельности». Потенциал такого средства раскрывается в активной самостоятельной работе учащихся. Доклад кандидата педагогических наук К.В. Скворцова «Технология проведения всероссийского географического диктанта» указывал на метапредметность результатов, обеспечиваемых русским языком.
Конференция стала своеобразной защитой традиционных ценностей отечественного филологического образования. Защитой перед теми, кто хочет лишить школьные уроки русского языка и литературы канонических, проверенных временем текстов классических произведений. Данная конференция – это призыв осмыслить и понять слова Ю.М. Лотмана «Культура есть память», это желание вчитаться в предостережение А.С. Пушкина «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».
По материалам конференции будет подготовлено два издания: сборник материалов VIII Международной научно-методической конференции «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» (издательство «Флинта») и альманах «Венок сонетологов и сонетистов» (издательство «Русское слово»).

«Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»

Фотоотчет

VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»
VIII Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»