ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

Конкурс «За бережное отношение к живому великорусскому языку» - 2019

Конкурс «За бережное отношение к живому великорусскому языку» - 2019: итоги и размышления(в рамах конкурса «Учитель года России»)

При всех противоречивых тенденциях, которые сегодня есть в системе школьного филологического образования, мы можем все равно уверенно ска-зать: сочинение вернулось не только в школу, но и в нашу жизнь. Вернулось не только к ученикам, но и учителям: конкурсы педагогических эссе проводят-ся все чаще, и в них принимает участие все больше не только учителей-словесников, но и учителей других предметов. И это замечательно: пишущий учитель – читающий учитель, а читающий – значит думающий, чувствующий, владеющий словом. Сохранить бережное отношение к русскому языку – зада-ча не только учителей-словесников, но и всего учительства.
Вот уже не один год Научно-методический Совет при Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» экспертизу конкурсных работ – педагогического эссе учителей, кото-рый участвуют во Всероссийском конкурсе «Учитель года России» и претен-дуют на получение общественной награды «За бережное отношение к живому великорусскому языку», учрежденной нашей Ассоциацией
Тема конкурса этого года – «Учитель и ученик растут вместе» – мне и моим коллегам по Совету видится очень актуальной и интересной, ведь оста-новившийся в своем росте учитель не способен создать условия и для развития своего ученика. И жизнь все больше наставляет нас на верный путь: от разви-вающегося учителя – к развивающемуся ученику.
В состав экспертной комиссии вошли известные ученые-методисты, авторы учебников по русскому языку и литературе, пишущие, творческие педагоги: д.п.н., проф. Алевтина Дмитриевна Дейкина (г.Москва), д.п.н., проф. Галицких Елена Олеговна (г. Киров), д.п.н. Мстистав Исаакович Шутан (г.Оренбург), д.п. н., проф. Ольга Николаевна Левушкина (г.Москва), д.п.н., проф. Брякова Ирина Евгеньевна (г.Оренбург), канд. фил., наук, доц. Алексей Иванович Ду-нев (г.Санкт-Петербург). Прежде всего от всей нашей команды экспертов вы-ражаю огромную благодарность всем участникам конкурса: ведь это требует от учителя не только времени, но еще и преодоления страха, боязни быть в ро-ли ученика. И само участие - это уже преодоление, это уже рост учителя. Большое спасибо и организаторам конкурса, который уже не первый год про-ходит слаженно и четко.
Чтение работ наших коллег доставило нам радость: сколько умных, та-лантливых учителей-тружеников в нашей стране! Сколько замечательных идей, глубоких мыслей, ярких образов! Сколько любви к детям, своему делу и своей стране.
Вот лишь небольшие заметки на полях моих коллег – членов экспертной комиссии по проверке работ.
«С большим интересом перечитала конкурсные работы победителей. Все работы, которые мною прочитаны, отвечают жанру эссе в большей или мень-шей степени (в Словаре Ожегова слова эссе нет, а по Словарю Лопатиных, 2007 г., эссе – «очерк, написанный в свободной, непринуждённой манере"). Учителя искренно рассказывают о намерении "расти вместе с учеником", вы-страивают ассоциативно-образный ряд для своих впечатлений, жизненных и профессиональных, и никто не жалуется на перегрузку, усталость, тяготы про-фессии... Все говорят о радости, о счастье быть учителем, быть рядом с расту-щими и внимающими учениками. Похвально и это даёт веру в современного учителя-творца, интеллектуальное и духовное воодушевление авторов работ. Нравится литературная эрудиция в некоторых эссе. Не нравится увлечение ри-торическими вопросами (своеобразный план). Хочется красивого письма (и почерка, и красивых строк и т.д.). Ведь тема поставлена в связи с отношением к живому, могучему и великому языку!» (А.Д. Дейкина).
«Благодарен за интересное и полезное чтение и муки оценивания! Очень сложно было выбрать среди многих достойных текстов. Приятно поразили оп-тимизм и вера в позитивные перемены, которые должны произойти в россий-ском образовании. Особенно понравилась такая цитата:
«Вот он, колючий, как кактус, сидит озлобленный на весь мир. Все рисуют природу, а он черкает, вырывает листы и кидает на пол. А я говорю: “Возьми краски погуще и кидай, чтобы краска горечи улетела от тебя! Улетела и не возвращалась…”» ( А.И. Дунев).
«Современный ученик находит себя в виртуальной реальности, он мыслит хэштэгами и лайфхаками... Современный родитель погружается в работу, са-мореализации и отдых в Инсте. А что же современный учитель? Он где? Он кто? Он с кем?"
"Джон Леннон:" Когда мне было 5 лет, моя мать твердила мне, что главное в жизни – стать счастливым. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хо-чу стать. Я написал: " счастливым".
Мне сказали:
– Ты неправильно понял тему.
Я ответил:
– Вы неправильно поняли жизнь" (О.Н. Левушкина).
«Мне было интересно увидеть и узнать, что читают учителя, на какие тек-сты ссылаются. Я порадовалась, что педагоги не равнодушны к ученикам, стремятся их понять и принять; профессионализм в эссе был виден без лупы. Это очень важно. Сложным было найти авторам гармоничную и оригиналь-ную форму, сохранив своё особенное "выражение" и индивидуальную точку зрения» ( Е.О. Галицких).
По решению экспертной комиссии победителем конкурса и обладателем Диплома и Приза АССУЛ «За бережное отношение к живому великорусскому языку» знака стала учитель английского языка из г.Кирово-Чепецк Кировской области Корзухина Анна Сергеевна
Призером и обладателем Диплома – учитель русского языка и литературы из г. Курска – Мальцева Юлия Викторовна
Поздравляем всех участников конкурса и победителей!
Дорогие коллеги, спасибо за то, что поставили перед нами новые вопросы и дали нам возможность расти вместе с Вами! Спасибо за бережное и трепет-ное отношение к русскому языку и любовь к своей профессии!
Мира, здоровья, счастья!

От имени членов конкурсной комиссии,
председатель Комиссии - Елена Робертовна Ядровская, председатель Науч-но-методического совета при Общероссийской общественной организации «Ассоциации учителей литературы и русского языка», д.п.н., профессор. ка-федры образовательных технологий в филологии Российского государствен-ного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

 

 

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»