Деятельность регионов, Ярославль
Творческий взгляд сквозь времена
О творческом фестивале к 200-летию Некрасова
Читают ли современные школьники Некрасова? Близок ли им образ мысли, тот культурный код, который закладывает этот поэт в своё творчество? Готовы ли школьники и студенты создавать собственные творческие работы, опираясь на наследие Некрасова? Этот вопрос периодически поднимается на научно-практических конференциях, форумах, литературных встречах. Некрасов занимает очень скромное место в школьных программах по литературе: его произведения, включённые в обязательный курс, можно пересчитать по пальцам.
Когда Ярославское региональное отделение Ассоциации учителей литературы и русского языка задумало проведение всероссийского творческого фестиваля, посвящённого 200-летию Некрасова, некоторые опасения по поводу успеха мероприятия были. Конкурсов, фестивалей в современном образовательном пространстве сейчас тысячи… Хватит ли сил школьников, студентов, коллег на всё? Но в том и особенность нашей Ассоциации, что она объединяет тех педагогов, для которых литература, Родина, историческое и культурное наследие – не просто слова, а те нравственные концепты, на которых держится мир. Позволить современным поколениям предать Некрасова забвению? Напротив. Наши уроки литературы по творчеству Некрасова проходят всегда с особым трепетом. И это не случайно.
Именно Ярославский край Николай Алексеевич считал своей родиной, несмотря на то что родился в городе Немирове, на Украине. Но свои детские годы будущего поэта прошли в ярославском сельце Грешнево, учился в гимназии Ярославля, провёл десять летних сезонов в усадьбе «Карабиха», где написал целый ряд своих произведений. Поэтому ярославская земля раскрывает нам Некрасова с разных сторон: перед нами возникает образ не столько поэта – борца за социальную справедливость, сколько созерцателя, неспешного охотника, умеющего восхищаться, умиляться – того самого Некрасова, которого мы видим в «Крестьянских детях», в «Тишине», в стихотворении «Накануне Светлого праздника». Ещё шире образ Николая Алексеевича раскрывают местные легенды и байки, которые до сих пор живы на ярославской земле: вот с этой смотровой площадки в Карабихе поэт с братом Фёдором Алексеевичем любил осматривать окрестности и угадывать, храм какого села видно на горизонте; недалеко от деревни Макарово Ростовского района был пень, на котором поэт сиживал; а в одном из сёл Угличского района хранится кусок ковра, который когда-то Некрасов подарил другу-священнику… В усадьбе «Карабиха» до сих пор дорожки расположены так же, как и при Некрасове, всё так же журчит ручей «Гремиха», всё так же журчит водопад из пруда, а на месте любимой скамейки поэта и сейчас стоит скамейка. И после всех этих мелочей вдруг начинаешь по-другому читать знакомые строки Некрасова. Наверное, в этом и секрет особого отношения к поэту-земляку у ярославцев.
А что же с другими регионами? Как бы нам хотелось, чтобы не только у нас – у всех читателей – при упоминании о Некрасове в сознании появлялось множество живых деталей, образов, ассоциаций. Именно эту задачу мы и хотели реализовать с помощью фестиваля, который назвали образно: «Некрасов: творческий взгляд 200 лет спустя». Именно фестиваль – не конкурс. Чтобы дух соревнования не поглотил личностное, творческое начало участников. Чтобы во главе угла стало не желание стать лучше других, а, пропустив поэзию через душу и сердце, создать свой творческий продукт, уникальный, современный. Поэтому на фестиваль было решено принимать сочинения-рассуждения «Некрасов в моей жизни», иллюстрации к произведениям поэта, инсценировки по его произведениям, музыкальное исполнение и, конечно, выразительное чтение.
Опасения не оправдались. Работы «посыпались» на электронную почту почти сразу же после объявления фестиваля. Они приходили из разных уголков нашей страны, в самое разное время суток, в выходные, в праздничные дни. Вместе с творческими работами приходили и слова благодарности в адрес Ассоциации учителей литературы и русского языка и искренние просьбы сделать фестиваль ежегодным. Дальше – больше! Пришло письмо из города Баку с просьбой принять и их работы на фестиваль. Конечно же, разрешение было дано, и театр-студия «Гюнай» из Баку прислала очень сильные, проникновенные выступления.
Что же мы увидели?
Молодёжь готова читать, понимать и интерпретировать Некрасова. Да, нынешние дети и подростки понимают его иначе, где-то уже, нежели мы, педагоги, где-то просто по-своему, но – они хотят изучать его произведения. Это мы увидели в творческих работах. Очевидно одно: большинство работ было написано не потому что «заставил» или «попросил» учитель, а потому что действительно есть что сказать после прочтения Некрасова.
Юные участники не боятся выйти за рамки предложенного формата. Так Мокан Кристина, старшеклассница из Сыктывкара, написала стилизацию на поэму «Мороз, Красный нос»:
Есть поэты на русской земле
С многоликой маской в руке,
С бессмертной душой в хрустале,
Со взглядом, с красотой на письме, -
Николай, как деятель истины,
Свободолюбивый и волевой,
Все строки его пронизаны
Непростой крестьянской судьбой.
Пусть немного «коряво», пусть где-то с использованием штампов. Но радует сам факт, что школьницу заинтересовало не только содержание этого произведения, но и форма, стиль стихотворения, до такой степени, что захотелось подражать. От творчества к сотворчеству – не прекрасно ли это?
«Некрасов – любимый поэт нашей семьи, а произведения его знакомы ещё с детского садика, - пишет Дрожжина Юлия из Волгограда. –Сейчас история дедушки Мазая вызывает улыбку и тёплое ощущение покоя и радости – это стихотворение мне когда-то читала бабушка. Тогда я и думать не могла, что произведения Некрасова, войдя в мою жизнь, заставят многое воспринимать по-особому: природу, отношения между людьми, любовь, ненависть, творчество».
А вот что пишет Должикова Дарья из Курской области: «Если бы меня спросили, кто мой самый любимый поэт, я бы ответила: «Николай Некрасов!» Он привлекает меня не только своим талантом, но и огромной силой воли, характером, а также ясным представлением задач, поставленных жизнью, и умением их разрешать».
Отношение молодёжи к поэзии Некрасова чувствуется и в иллюстрациях. Крестьянки Веденской Кристины из Ярославской области изображены на фоне истинно русского пейзажа – необъятных полей и пышных кучевых облаков. Зацеляпин Антон из Волгограда проиллюстрировал «Размышления у парадного подъезда» с помощью необычной цветовой гаммы и интересной техники. А какая динамичная композиция у Кацук Кристины из Мурманской области! Кажется, что дедушка Мазай движется по картине на своей лодке, а зайчишки – мокрые, озябшие – на глазах сбиваются в кучки на крохотных островках.
Наверное, самой популярной и востребованной стала номинация «Выразительное чтение Некрасова». И здесь нас, членов жюри, ожидали приятные сюрпризы. Ратницкая школа Ивановской области отличилась артистизмом своих воспитанников, умением с помощью костюмов и внешнего облика чтецов вжиться в образ лирического героя. Невозможно не умилиться девятилетнему Калашникову Семёну в образе «Мороза-воеводы» (Ивановская область), который был отмечен в номинации «За оригинальность интерпретации». Умаров Максим из Московской области смог прочитать стихотворение «Соловьи» как настоящий сказитель: доверительно, проникновенно, непосредственно и был отмечен в номинации «За искреннее прочтение». И невозможно не восхититься прочтением стихотворений Некрасова школьниками и студентами, посещающими театральную студию «Гюнай» города Баку, не удивиться точности их эмоционального рисунка. Левкович Олеся, Карасова Александра, Жолтикова Полина - участницы из Ярославской области (п. Пречистое, Первомайский район), отмеченные в номинациях «За искреннее прочтение» и «За точность интонационного рисунка» также предоставили на фестиваль свои профессиональные выступления благодаря занятиям в Первомайском доме детского творчества.
Несомненно, огромная роль в подготовке столь ярких выступлений принадлежит педагогам. И радуется сердце: у них получается! Интересное наблюдение: помимо знакомых текстов, которые регулярно читают на конкурсах, были совершенно малоизвестные, нетипичные для Некрасова стихотворения, к примеру, из сборника «Мечты и звуки». И их школьникам получилось прочувствовать, осмыслить. Этот факт наводит на мысль, что не стоит бояться выходить за пределы школьной программы, отбросить мысль, что «не поймут», «будет неинтересно».
В отличие от выразительного чтения, инсценировок было немного, но каждая из них стала мини-спектаклем. Особенно неожиданными и запоминающимися стали инсценировки Иванищевской школы Ярославского района. Участниками от этой школы стали более 50 человек: у них прошёл настоящий, очный фестиваль, который был записан на видео. И снова невольно делаешь вывод: школьники и педагоги не боятся экспериментировать, допускают смелые решения и при этом не переступают ту высокую нравственную планку, которую задал Некрасов, не превращают литературное произведение в поверхностные сценки. Нашлись и те школьники, кто не побоялся исполнить песни, романсы на стихи Некрасова.
Участниками фестиваля стали и взрослые. Например, Седельникова Зоя Ефимовна, сотрудник библиотеки из Омской области, читала наизусть «Железную дорогу». И пока члены жюри слушали это чтение, понимали: пока такие люди есть, Некрасова будут помнить, читать и интерпретировать.
Читают ли современные школьники Некрасова? Ответ однозначен. Читают, если читают его сами педагоги и делают всё возможное, чтобы передать любовь к поэтическому слову будущему поколению.
…Работа фестиваля подошла к концу.
Жюри приняло и рассмотрело 150 работ из 23 регионов РФ. И это здорово.
Какие чувства остаются в душе? Наверное, ощущение уверенности, что мы на правильном пути. Юбилейный год Некрасова и Достоевского продолжается, и впереди – новые мероприятия, фестивали, конкурсы и встречи, которые будут направлены на то же самое – сохранение нашего культурного наследия и его преумножение с помощью творчества последователей, юных поколений. На них вся надежда.
Бутусов Алексей Владимирович,
учитель русского языка и литературы,
МОУ Красноткацкая СШ, Ярославский район,
Ярославская область, руководитель местного отделения ЯРО АССУЛ