ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

Деятельность регионов, Информационные ресурсы, Литературное краеведение, Ярославль

Экскурсия «Дорогами писателя Солженицына, дорогами гражданина Солженицына»

23 августа 2017 года учителя литературы и русского языка посетили неблизкие, но весьма интересные места, связанные с именем А.И. Солженицына.

Экскурсия состоялась при поддержке политической партии «Единая Россия» и была приурочена к 100-летнему юбилею писателя, празднование которого, согласно указу Президента РФ, состоится в 2018 году.

«Мне просто хотелось в среднюю полосу – без жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила», - такими словами начинает свой рассказ «Матрёнин двор» А.И. Солженицын. Места, куда мы приехали, как нельзя точнее подходят к этой характеристике. Вековые мещёрские леса, в которых спрятаны синие озёра. Заросшие торфяные болота, с которых доносятся ароматы диких лесных трав. Небольшие глуховатые посёлки, задумчиво уходящие вдаль железные дороги и неяркое небо над головой.

Итак, посёлок Мезиновский Гусь-Хрустального района. Открываю карту. Вот обозначена железнодорожная станция «Торфопродукт». А в нескольких километрах – деревня Тальново, та самая, что упоминается в рассказе «Матрёнин двор». Кругом синие короткие чёрточки – болота. Чуть южнее начинается уже Рязанская область.

Около здания Мезиновской средней школы имени А.И. Солженицына нас встречает Гончарова Наталья Владимировна – директор школы, руководитель школьного музея, большой энтузиаст своего дела. Во дворе – цветники, аккуратно подстриженные газоны, кустарники. Рядом – памятник Солженицыну, и это неслучайно: по направлению Владимирского областного отдела народного образования писатель преподавал в этой школе в 1956-1957 годах.

Заходим в школу, поднимаемся на второй этаж и оказываемся в школьном музее – скромном, но именно поэтому вызывающим трепет: небольшая экспозиция была собрана по крупицам, благодаря неиссякаемому энтузиазму руководства школы, учителей, учеников. Здесь нас встречают старшеклассники – юные экскурсоводы, знающие и любящие своё дело. Мы узнаём, что этот школьный музей был открыт в 2004 году, спустя 10 лет, после того как уже всемирно известный писатель вновь посетил посёлок Мезиновский. Мы увидели подлинные вещи Александра Исаевича, такие как карточки для уроков, книги, фотоаппарат, документы, копии личных фотографий. Приятно порадовало, что в музее сейчас ведётся большая исследовательская, экскурсионная, походная и проектная деятельность, а также каждый год проходят солженицынские чтения.

Направляемся в бревенчатую избу – восстановленный напротив школы по многочисленным воспоминаниям жителей дом-музей Матрёны Захаровой. К сожалению, настоящий дом Матрёны Васильевны пять лет назад сгорел.

Мы попадаем в просторные сени, где нам открывается уникальная выставка фотографий, снятых писателем. Впечатляет фотография Матрёны. «Писателю чудом удалось поймать её улыбку: пожилая крестьянка всегда была сурова и молчалива», - сказано в буклете, посвященном 95-летию А.И. Солженицына.

Мы видим личные вещи Матрёны Васильевны: кровати, кухонную утварь, часы с гирьками, тусклое зеркало и даже прочную шаль, которую посетителям разрешается аккуратно примерить на себя. В углу – икона и горшок с фикусом. И сразу же появляется желание перечитать произведение, по-другому взглянуть на отдельные строчки. Думается, этот посыл уже о многом говорит: значит, музей работает в полном смысле этого слова, значит, сверхзадача экспозиция выполняется.

На столе обращаем внимание на рукописи Александра Исаевича, на советский учебник математики, по которому писатель учил детей, старинный портрет Л.Н. Толстого в рамке, роман «Война и мир». Из других интересных экспонатов – «Зоркий» - фотоаппарат писателя.

Мы почувствовали, что прикоснулись к личности гениального писателя, сильного человека и яркого мыслителя. Подобное живое прикосновение к литературе играет огромную роль для учителя-практика, в первую очередь, для его саморазвития. Мы увидели конкретный пример сохранения памяти о человеке, пропаганды книги, пример проектно-исследовательской и просветительской работы в условиях современной школы.

Учитель до той поры учитель, пока продолжает развиваться, пока сам горит интересом, пока продолжает совершать открытия.

Благодаря деятельности Ярославского регионального отделения АССУЛ, старшего преподавателя ГАУ ДПО ЯО ИРО Соловьёвой М.А. уже в течение нескольких лет у педагогов нашего региона есть уникальный шанс открывать для себя литературу заново. И открываем! И это прекрасно.

От имени всех участников семинара, в рамках которого состоялась литературная экскурсия,
Бутусов Алексей Владимирович, учитель русского языка и литературы МОУ Красноткацкой СШ ЯМР, член совета ЯРО АССУЛ, руководитель местного отделения

Отзывы участников
литературной экскурсии «Дорогами писателя Солженицына», проведенной в рамках мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения писателя, лауреата нобелевской премии, общественного деятеля А.И. Солженицына

Побывать там, где жил и работал А.И. Солженицын, подышать его воздухом, увидеть «Матрёнин двор» для нас очень полезно. Вероятно, уроки по рассказу «Матрёнин двор» у нас теперь будут несколько другими...

Я абсолютно согласна с Вами, что очень ценным является то, что деятельностью по сохранению памяти о писателе занимаются дети под руководством учителей. Именно это и есть самое настоящее, естественное патриотическое воспитание, воспитание гражданина и россиянина, приобщение к культуре и духовности не на словах, а на деле и примере. Школа делает великое дело!

Посещение нескольких регионов, древних русских городов - и это для нас географические «открытия».

Бачурина С.В., Рыбинск, гимназия №18

Для меня, учителя, который каждый год организует «встречи» детей с творчеством Солженицына, это путешествие чётко разделилось на путь «туда - к нему» и «путь оттуда - от него»!. И если первоначально это были часы ожиданий, раскрашенные среднерусскими пейзажами, златоглавием соборов и храмов, помогающие настроиться на предстоящий диалог с великим писателем, то время обратно заполнилось другими мыслями, другими чувствами. Я знала теперь, чтО скажу своим ученикам на уроках, посвящённых писателю-гуманисту, душа которого ежечасно, ежеминутно была обращена к человеку.

Каждый уголок в Мезинской школе-музее «говорил» именно об этом: о простоте и величие духа, о страстной и очень нежной заботе одного человека к другому, о том, как жить умом сердца, чтобы изменить жизнь целой эпохи.

Спасибо всем, кто подготовил накануне нового учебного года такой подарок нам, учителям Ярославской земли.

Белякова Л.М., Рыбинск, сош №35

Увиденное собственными глазами, путь писателя, пройденный нами самими, встреча с героями, предметами, очевидцами событий запоминаются навсегда. Наше путешествие станет занимательным моментом урока литературы при изучении творчества Солженицына. Удивительные вещи случаются в нашей жизни: творчество писателя, запавшее в душу еще в школьные годы, продолжает открываться новыми яркими деталями, как будто нас кто-то мысленно направляет именно туда, куда надо. У меня происходило и происходит так: знакомство с творчеством А.И. в 11 классе, желание прочесть другие произведения, сразу великолепная экранизация «В круге первом», в 1997 году встреча с Солженицыным в Угличе, новый взгляд на «Матренин двор» на курсах по литературе (выступление М.А. Нянковского), и, наконец, поездка в школу имени Солженицына.

Бородинова Л.М., Сретенская школа, Рыбинский МР

… Хорошее впечатление оставили музей школы и Матрёнина изба. Честь и хвала людям, которые воссоздали избу заново после пожара! Да, это имитация! Но имитация очень хорошая и полезная для детей и взрослых.

Когда выступали дети, я переживала за них, всё-таки к ним пришло почти 40 учителей, директоров и методистов! Но, слава Богу, они ничего не забыли. Конечно, у ребят есть ещё пространство для роста, для овладения, например, диалоговыми формами проведения экскурсий. Но самое главное, уважительное отношение к родной культуре, творчеству писателей у них сформировано!

Когда мы осматривали территорию школы, я её невольно сравнивала её с Великосельской средней школой, которую закончили мои родители, там ни один метр земли не пустует. Хорошо, что у директора посёлка Мезиновский есть план по облагораживанию территории и своей школы…

Васильева И.Н., МОУ «ГЦРО», Ярославль

… С удовольствием вспоминаю наше путешествие. Не говорю о пользе таких экскурсий, что есть данность. А говорю о том, о чем писал американский писатель Генри Торо: «Изменить качество текущего дня - вот высшее искусство». Я думаю, очень редкие люди им владеют в совершенстве…

Махнина Е.В., МОУ «ГЦРО», Ярославль

Много души вкладывают учителя и ученики Мезиновской школы, чтобы сохранить память о Солженицыне А.И. И это им удаётся. Экскурсоводов готовят с младших классов, поэтому ребята рассказывают так уверенно. По инициативе директора школы Гончаровой Натальи Владимировны созданы два музея, где представлены личные вещи Александра Исаевича, а в доме Матрёны Захаровой создана обстановка 50-х годов прошлого века. Возникает ощущение, что хозяйка вышла на минутку, но сейчас вернётся и будет угощать «картонным супом».
Особенно меня поразили фотографии «в сенях», сделанные писателем в те далёкие годы. Настоящий фотограф!
Я думаю, что эта поездка никого не оставила равнодушными.

Вязникова Л.К., Ярославский МР

Не каждому выпадает возможность пройти дорогой великого человека, сумевшего осмыслить сложную судьбу России в XX веке. Да, книги А.И. Солженицына прочитаны, изучены, осмыслены, в том числе и методически (учителя!). Но Слово усиливает действие на ум и душу человека, когда подкреплено образами и ощущениями: вот вещи А.И. Солженицына, его книги, фотоаппарат, листы, исписанные ровным убористым почерком; вот дорога к дому Матрёны Захаровой с уголком когда-то никому не известного квартиранта... Всё это бережно хранится в Мезиновской средней школе, где усилиями подвижников создан музей, посвящённый жизни и творчеству Гражданина и Писателя. Незабываема поездка в «нутряную Россию»!
Спасибо, Марина Анатольевна и ярославские коллеги!

С глубоким уважением и благодарностью,
Н.Г. Жукова, председатель РО АССУЛ (Иваново).

Всего лишь один день, который быстро закончился, но память выхватывает «крохотки» воспоминаний и впечатлений. Школьный музей, дом Матрены Захаровой, личные вещи Солженицына, памятник писателю, экскурсии детей, рассказ директора Гончаровой Натальи Владимировны…

Спасибо педагогам и детям за труды, за сохраненную память, за «теплоту патриотизма». Долгих лет и процветания школе!

Поклон и слова благодарности Марине Анатольевне Соловьевой за неравнодушие, энтузиазм, талант руководителя и «движителя».

Директор Дьячевской школы Кинешемского района Ивановской области Борисова Ирина Юрьевна

Сохранение истории - важное дело. Память о нашем прошлом позволяет человеку ощущать себя частью Родины, большой и малой.

Замечательно, что в отдаленной школе создан музей, который помогает ученикам найти свое место в жизни. Работа в музее воспитывает интерес к исследовательской деятельности, умение работать с информацией, умение общаться с разными людьми.

Замечательно, что ребята после учебы возвращаются в родные места, и этому способствует музей. Энтузиазм создателей музея, их любовь к родному служит примером для других. Они показывают, что и, не имея больших денег, можно делать большие дела!
Успехов и удачи коллективу школы имени А. И. Солженицына!

Бардыкина Е.Б., Рыбинск, сош №23

Марина Анатольевна, Спасибо большое Вам за это путешествие! Каждый год Вы нам открываете новый неизведанный уголок нашей необъятной России не только в географическом плане, но и в литературном.

Фотоотчёт

Экскурсия «Дорогами писателя Солженицына, дорогами гражданина Солженицына»
Экскурсия «Дорогами писателя Солженицына, дорогами гражданина Солженицына»
Экскурсия «Дорогами писателя Солженицына, дорогами гражданина Солженицына»
Экскурсия «Дорогами писателя Солженицына, дорогами гражданина Солженицына»
Экскурсия «Дорогами писателя Солженицына, дорогами гражданина Солженицына»
Экскурсия «Дорогами писателя Солженицына, дорогами гражданина Солженицына»

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»