Деятельность регионов, Тамбовская область
Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы обучения русскому языку как неродному/иностранному в современной школе»
29 сентября 2016 года на базе Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы обучения русскому языку как неродному/иностранному в современной школе».
Целью конференции явилось обсуждение проблем преподавания русского языка (как родного, как неродного) на всех уровнях образования и возможностей реализации современных моделей, обеспечивающих повышение качества изучения русского языка как родного, как неродного.
В рамках конференции, кроме очного участия, педагогические работники Тамбовской области и гг. Москва, Махачкала имели возможность подключиться к работе в режиме видеоконференсвязи. В целом в конференции приняло участие 240 человек.
Ведущая конференции, Татьяна Викторовна Мирзаева, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин ТОИПКРО, председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», выразила благодарность всем заинтересованным в актуальности мероприятия педагогам, собравшимся и за круглым столом конференц-зала, и участникам дистанционного формата и представила докладчиков.
Основным пленарным докладом конференции стало выступление Дронова Владимира Васильевича, к.филол.н., доцента кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Российского университета дружбы народов (г. Москва) на тему: «Методика сохранения русского языка за рубежом». Владимир Васильевич более подробно осветил вопросы, связанные с современными учебниками русского языка как неродного, которые разрабатывает кафедра РУДН, а именно - учебником «Доброе слово», уникальная особенность которого – универсальная адресность ученикам, их родителям и, конечно, педагогам. По словам Дронова В.В., цель преподавания русского языка – формирование языкового сознания, понимание ассоциативных рядов русских слов. «В корнях живут воспоминания, то есть история народа», − считает Владимир Васильевич, поэтому его совет – внимательное знакомство к таким книгам, потенциал которых и заключается в формировании языковой картины мира, как «Формирование русского языкового сознания на уроках русского языка», «Ассоциативный словарь русского языка», «Как слово русское зовется», интерактивный УМК «Русский язык – ДА!». По мнению ученого, представление о русском языке как о системе образов составляет сущность нашего языкового сознания.
Далее эстафета научно−практических докладов перешла к представителям Республики Дагестан.
Исабекова Румина Куйбышевна, координатор Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы по Республике Дагестан, выступила с темой: «Культура и традиции народов Дагестана на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». Преподаватели Республиканского многопрофильного лицея г. Махачкала, Билалова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, и Хаджимурадова Хайбат Ахмедовна, к.филол.н., учитель русского языка и литературы, поделились опытом работы в области проектной деятельности как одной из современных форм организации внеурочной работы, способствующей углублению знаний учащихся Республики Дагестан о родном крае (изучение творчества русских поэтов и писателей, чьи жизнь и творчество тесно связаны с Кавказом, пословицы и поговорки многонациональной республики, перевод дагестанских народных сказок на русский язык и др.).
Профессорско−преподавательский состав кафедры русского языка как иностранного ТГУ имени Г.Р. Державина осветил фундаментальный подход в области формирования лингвокультурологических компетенций иностранцев. Так, Ирина Юрьевна Мизис, директор Центра международного образования ТГУ имени Г.Р. Державина в своем докладе «Лингвокультурологический подход при обучении русскому языку как неродному/иностранному» выразила мысль о том, что сформированные лингвокультурологические компетенции позволят практически пользоваться русским языком (русский этикет, русская культура и традиции). Ирина Юрьевна также уделила внимание учебным пособиям и учебникам по лингвокультурологии как существенной помощи учащимся в освоении русского языка. И яркой завершающей точкой прозвучало сообщение Мизис И.Ю. о клубе «Искусство без границ» как о месте общения иностранных студентов и их развития в плане изучения русского языка.
В последующих выступлениях представителей кафедры русского языка как иностранного ТГУ имени Г.Р. Державина были освещены такие темы, как «Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом» (доклад к.филол.н., доцента Зиновьевой Елены Михайловны), «Воспитание толерантности и преодоление этноцентризма в современной образовательной среде» (доклад Дроновой Ольги Александровны, к.филол.н., доцента, зав.кафедрой русского языка как иностранного ТГУ имени Г.Р. Державина), «Национальная картина мира при обучении русскому языку как неродному» (доклад к.филол.н., доцента Дубровиной Елены Викторовны).
В обсуждении актуальных вопросов преподавания русского языка как неродного приняли участие и учителя−практики. Зотова Татьяна Николаевна, к.филол.н., руководитель Центра искусств и возрождения народных ремесел» ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова», выступила с темой о методической основе преподавания русского языка как родного/неродного в современной школе». Тарасюк Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 22 г. Тамбова, поделилась методическими советами по преодолению лексической интерференции в речи учащихся−инофонов.
Выступление Шарандиной Натальи Николаевны, к.филол.н., зав.отделом экспериментальной работы и инновационной деятельности ТОИПКРО о выявлении профессиональных затруднений учителей русского языка Республики Дагестан и формировании перспективных направлений развития системы повышения квалификации в рамках предметной области «Русский язык» (по результатам рефлексивных анкет) подвело итог научно−практической конференции.
Участники конференции отметили значимость тематики и внесли в проект решения необходимость обмена опытом работы по преподаванию русского языка как родного, как неродного, как иностранного. Созданный недавно региональный портал «Русский для всех» станет местом встречи всех заинтересованных данной проблемой педагогов.