Деятельность регионов, Рязанская область
Грантовый проект: «Методический год словесников Центральной России: вместе сохраняем культурное и образовательное пространство, делимся опытом, отвечаем на вызовы времени»
С сентября 2016 по сентябрь 2017 года в Рязанской области был реализован грантовый проект «Методический год словесников Центральной России: вместе сохраняем культурное и образовательное пространство, делимся опытом, отвечаем на вызовы времени», провели более одиннадцати крупных и многочисленных по количеству участников мероприятий в различных формах: очно, заочно, дистанционно в онлайн и оффлайн режиме.
Цели, популяризации эффективных методик и практик изучение русского языка и литературы, обмена опытом преподавания дисциплин филологического цикла на разных уровнях образования, проект достиг, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы участников, высказанные публично, на сайтах, в телерепортажах, в письменных отзывах. Огромное количество участников свидетельствует о том, что проект заинтересовал как детей и молодежь, так и взрослых сограждан.
Почти все задачи выполнены:
1. Активно поддерживался в течение года интерес подрастающего поколения к русскому языку, языку межнационального общения, и многонациональной литературе и культуре России, о чем свидетельствует большое количество участников онлайн проекта «Читаем С.Есенина вместе» (прислано 200 роликов), 53 участника в Межрегиональном конкурсе творческих работ (сочинений) школьников и студентов «Интернет – помощник в сохранении и популяризации русского языка как языка межнационального общения», огромное количество детей, молодежи и взрослых писали Есенинский диктант (более 700 чел.) и др.
2. Во время работы мартовской Методической школы участники из 25 регионов презентовали методики, технологии и культурно-образовательные практики своих регионов, направленные на повышение воспитательного эффекта и достижение личностных результатов обучающихся в процессе изучения русского и родных языков, многонациональной литературы России и приобщения молодого поколения к культурной традиции народов России. После завершения работы Методической школы издан сборник 300 экземпляров (191 страницы в каждом) с 44 -мя статьями 56 авторов, участников Методической школы.
3. Обобщался и продвигался методический опыт и эффективные практики преподавания русского и родных языков и литератур в условиях поликультурного и многоязычного региона. Решению этой задачи был полностью посвящен вебинар № 3 на тему: «Повышение значения русского языка в межнациональном общении», проведен 27.12.2016 г. На данном вебинаре выступили с докладами и сообщениями 7 ученых, педагогов, руководителей школ. Частично тема затрагивалась на вебинаре № 5: «Русский язык как основа формирования национального самосознания», проведен 21.02.2017 г.
4. В процессе проведения пяти вебинаров представляли опыт и практики сетевого взаимодействия образовательных организаций, учреждений культуры, в формировании и развитии межнационального и поликультурного диалога в условиях единого образовательного пространства. Участников вебинаров на момент периодических отчетов было более 250 человек. Затрагивались аналогичные вопросы во время работы секций в мартовской Методической школе, (участников 150 человек).
5. И во время выступлений на вебинарах, а также в течение работы всей Методической школы (на секциях, на дискуссионных площадках, в Рязанском институте развития образования, Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина, в четырех городских общеобразовательных организациях общего образования) участники демонстрировали опыт и эффективные практики использования инновационных, в том числе и дистанционных технологий, обучения (преподавания) русскому языку, многонациональной российской литературе, предупреждения негативных последствий воздействия Интернет-пространства на культурно-образовательную и языковую среду поликультурного и многоязычного региона.
В грантовом проекте приняло участие очно или дистанционно более 800 человек из 30 регионов России. Вебинары и установочную онлайн встречу посетили, прослушали примерно 400 человек, очно в работе Методической школы в марте 2017 г. приняли участие 150 человек, в онлайн конкурсе «Читаем С. Есенина вместе» 200 человек, в конкурсе сочинений о языке Интернета - 53 чел., в круглом столе - 50 чел. Кроме того, большое количество участников, более 700, приняли участие в акции «Есенинский диктант».
В печатных СМИ размещено 8 статей, два репортажа на телеканале «ТКР», снят видеофильм более чем на 10 минут, сделано много фотографий. Вне проекта организовали радиопередачу, о чем информация размещалась на сайте грантового проекта. Информация о тех или иных событиях Методического года была опубликована более чем на 17 сайтах органов власти, организаций, образовательных учреждений. В двух социальных сетях ВКОНТАКТЕ и на Фейсбуке размещались материалы Методического года. Был создан специально для освещения хода реализации проекта сайт https://sites.google.com/a/cdo-rzn.ru/slovesnik-cfo/ и группа ВКОНТАКТЕ.
По итогам работы мартовской Методической школы был издан сборник статей участников (300 экземпляров), распространены сборники среди словесников, гостей и участников проекта бесплатно, как указано на обложке сборника.
Организатором методического года выступила Рязанская область, точнее два региональных отделения общероссийских общественных организаций «Ассоциация учителей литературы и русского языка» и «Всероссийского педагогического собрания». В регионе бережно сохраняются культурные, языковые и литературные традиции, существует результативная система преемственности в изучении русского языка и литературы, суть которой заключается во взаимодействии РГУ имени С.А. Есенина — педагогических училищ региона — школ —дошкольных учреждений. В ходе мероприятий, в первую очередь, на открытых уроках четырех рязанских школ, участники обменялись научно-методическим опытом изучения предметов, популяризации русского языка и литературы во внеурочной и внеучебной деятельности, опытом внедрения педагогами в учебно-воспитательный процесс на соответствующих уроках Федеральных государственных стандартов образования. Центральным событием методического года стала трехдневная Методической школы для словесников ЦФО, ее тема была обозначена следующим образом: «Культурно-образовательное пространство Центральной России. Итогом проведения методического года стало повышение квалификации участников проекта, подтвержденное свидетельствами установленного образца, а также достижение других важных результатов в сохранении и популяризации русского языка и литературы.
Успешно работала в течение 22-24 марта 2017 года Методическая школа для 150 учителей, преподавателей русского языка и литературы, ученых-филологов. Она стала центральным событием грантового проекта «Методический год учителей-словесников ЦФО». Реализация проекта проходит под непосредственным руководством регионального министерства образования. Формат грантового проекта - это ноу-хау Рязанской области. Его цель - через открытое методическое пространство в течение года продемонстрировать систему методической работы учителей, преподавателей-словесников региона в области обучения детей и молодежи русскому языку и литературе, а в марте — обобщить материалы, обменяться методическим опытом, дать новый стимул для развития методической системы преподавания русского языка и литературы в регионах. Всегона Рязанской земле за эти три дня побывали коллеги из 25 регионов России: Республики Крым, Москвы и Московской области, Курской, Саратовской, Самарской, Астраханской, Белгородской, Ульяновской, Смоленской, Ивановской, Калужской, Пензенской, Тамбовской, Липецкой, Челябинской, Костромской, Волгоградской, Псковской, Ярославской, Брянской, Воронежской и Тульской областей и других.
В первый день деятельности Методической школы в Рязанской государственной универсальной научной библиотеке имени М. Горького работало четыре методических площадки, на них доктора наук, профессора Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина А.А. Решетова, О.А. Скрябина, Е.В. Архипова, Ю.А. Южакова прочитали лекции на актуальные темы преподавания словесности.
Открыл Методическую школу Рязанский музыкальный театр, яркие выступления его артистов вдохновили участников мероприятия на плодотворную работу.
На пленарном заседании с приветственными словами обратились к присутствующим Заместитель Председателя Правительства Рязанской области Е.И. Буняшина, министр образования Рязанской области О.С. Щетинкина, доктор культурологических наук, профессор кафедры "Педагогика и психология" МГУТУ имени К.Г. Разумовского, заместитель председателя экспертного Совета Всероссийского педагогического собрания Н.Е. Шафажинская, главный специалист Центра русского языка и славистики Российской академии образования И.В. Кочин.
С основным докладом «Круг чтения современного школьника как индикатор состояния культурно — образовательного пространства школы» выступила Председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», проректор по межрегиональной и международной политике МПГУ, член совета по русскому языку при Президенте РФ, профессор, кандидат филологических наук Л.В. Дудова.
На второй день гостей Методической школы с системой работы Рязанского института развития образования познакомил ректор, кандидат педагогических наук А.А. Кашаев. Л.В. Лагунова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, рассказала о новом формате методического общения - работе клуба учителей русского языка.
Положительные отклики вызвали мероприятия, организованные на базе общеобразовательных школ г. Рязани: ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии», МБОУ «Школа № 51 «Центр образования», МАОУ «Лицей № 4» г. Рязани, МБОУ «СОШ № 17 им. Прошлякова» г. Рязани, сканы анкет с отзывами о мастер-классах в приложении № 65).
Участники Методической школы посетили научно-просветительский центр по изучению наследия А.И.Солженицына и музей академика И.И. Срезневского, созданные на базе факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Настоящим подарком для гостей Рязанской области стали автобусная экскурсии по городу «Литературная Рязань» и пешая экскурсия по Рязанскому кремлю, посещение спектакля "Есенин - страна" студенческого театра РГУ "Переход".
Третий день полностью прошел в селе Константиново, на родине великого русского поэта С.А. Есенина. Гости Рязанской земли посетили экспозиции Государственного музея-заповедника С.Есенина. Там же работали четыре секции по разным направлениям Методической школы.
Торжественно прошло закрытие Методической школы. Всех покорил концерт всемирно известного песенно-инструментального ансамбля «Радуница» (руководитель А.Н. Ермаков), исполнивший музыкальные произведения, написанные на стихи С.А. Есенина, звучали и сами стихотворения поэта.
С основным докладом «Цели и действия стратегии школьного лингвистического образования» на завершающем этапе выступила А.Д. Дейкина, доктор педагогических наук, профессор МПГУ.
Подвели итоги работы Методической школы министр образования Рязанской области О.С. Щетинкина, руководители региональных отделений общероссийских общественных организаций «Ассоциация учителей литературы и русского языка» и «Всероссийского педагогического собрания», Заслуженные учителя РФ Г.В. Карпачева и О.Н. Маслюк.
По отзывам гостей, мероприятие прошло успешно, достигло заявленных целей: произошел обмен методическими практиками участников из регионов, коллеги познакомились в полной мере с системой работы учителей и преподавателей Рязанской области. По мнению педагогов, все мероприятия в рамках проекта были проведены на высочайшем методическом уровне, профессионализм работников образования, их любовь к своему делу, идеальная организация такого масштабного форума превратили пребывание на Рязанской земле в настоящий праздник.
Это стало возможным только благодаря совместным усилиям всех государственных и образовательных структур Рязанского региона - от министра образования до рядового учителя.
В течение работы Методической школы проведены несколько экскурсий: пешая экскурсия по Рязанскому кремлю (первый день), автобусная экскурсия «Литературная Рязань» с посещением Центра наследия А.И. Солженицына и музея И.И. Срезневского, великого филолога, знаменитого на весь мир ученого-лингвиста, уроженца Рязанской области (второй день), экскурсия в музей-заповедник С.А. Есенина, на его родине в селе Константиново (третий день).
Вне заявленных в Календарном плане мероприятий, но приуроченных к грантовому проекту, в ходе его реализации с целью дополнительного освещения событий Методической школы, заявленной темы дано интервью региональному радио https://www.youtube.com/watch?v=waxUtpX-MtE, впервые проведен всероссийский Есенинский диктант.
Заявленный в гранте социальный эффект получился колоссальный, интерес к проекту учителя-словесники, просто соотечественники проявили огромный, что подтверждают отзывы участников Методической школы, мнения ученых, практиков, просто обычных людей. В телерепортаже ТКР Л.В. Дудова, проректор по межрегиональной и международной политике МПГУ, профессор, канд. фил. наук, Председатель Координационного Совета ОО «Ассоциация учителей литературы и русского языка», член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, член Совета по учебникам при Министерстве образования и науки РФ, почётный работник высшей школы, так оценила грантовый проект «Методический год словесников ЦФО»: «Хотелось бы, чтобы Методический год словесников стал постоянным мероприятием, передвигался из региона в регион, потому что проблем достаточно много, но решать их необходимо... Инициатива рязанцев достойна и уважения, и восхищения».
При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».
Все мы, организаторы, участники проекта, благодарны ООО «Российский союз ректоров» за выделение гранта по такому важному направлению, как изучение и популяризация русского языка и литературы. Проект сплотил учителей словесности, граждан нашей страны, которые переживают за судьбы русского языка и литературы и надолго останется в памяти каждого участника.