ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

  • Главная
  • Регионы
  • Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы в Сакском районе Республики Крым

Деятельность регионов

Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы в Сакском районе Республики Крым

«У нас есть время и изучить, и переосмыслить»
Интервью с учителями русского языка и литературы в Сакском районе о прохождении курсовой подготовки

– Можно ли курсы учителей русского языка и литературы считать важным этапом в становлении нового образовательного пространства в Сакском районе?

С.А.Коцуба, победитель конкурса «Мастер года – 2014», призер районного конкурса «Лидер образования - 2014», учитель высшей категории Крымской школы-гимназии:
– Безусловно! Благодаря профессионализму коллег-наставников из Москвы, занятия проходили на высоком научно-методическом и практическом уровне. Учителя русского языка и литературы района и города получили ценные рекомендации к проведению уроков, конкретную помощь в работе по подготовке будущих выпускников к сдаче ЕГЭ. Особенно хочется отметить практическую направленность курсовой подготовки. Мы проверили свои силы в создании и разработке отдельных модулей образовательных программ, учились составлять технологическую карту урока, рассматривали трудные вопросы лингвистики. Преподаватели Юнусова Бахаргуль Сафаровна и Ганабова Оксана Анатольевна не только читали познавательные лекции, но и проводили творческие мастер-классы, а практические занятия строили на основе работы в группах. Нам не пришлось чувствовать себя пассивными слушателями, потому что работа была построена так, что каждый теоретический блок информации закреплялся отработкой практических навыков.

– Какие новые горизонты открыли для Вас курсы учителей-словесников?

В.А.Ильченко, призер конкурса «Директор года – 2014», учитель высшей категории, директор Охотниковской общеобразовательной школы I-III ступеней:
– Московские коллеги помогли разобраться в новых для нас требованиях к структуре составления образовательных программ по русскому языку и литературе. Интересным стало знакомство с работой по созданию собственного интернет – пространства. Конечно, для этого мало знаний, опыта и профессионализма, необходимо, прежде всего, компьютерное оснащение рабочего места каждого учителя. Но лиха беда – начало! Мы абсолютно уверены в том, что совсем скоро нашими учителями будут разработаны не только собственные интернет-пространства, а также войдет в силу электронная версия классных журналов. Лето пролетит незаметно, новый учебный год поставит перед педагогами новые задачи. Не думаю, что они испугают нас или поставят в тупик – начало их решения уже положен сегодня, в июне 2014 года, на этих курсах.

– Как курсовая подготовка помогла Вам сориентироваться в документации, которую в следующем учебном году должен вести учитель?

Е.Ю.Крутофал, учитель высшей категории Новофедоровской школы-лицея, руководитель школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла:
– Действительно, некоторые требования к ведению документации оказались для нас новыми. В ходе курсовой подготовки мы научились оформлять собственные рабочие программы в соответствии с новыми требованиями ФГОС, разрабатывать календарно-тематическое планирование с учетом компетенций, составлять технологические карты уроков. Получилось это благодаря практической направленности наших встреч. Занятия строились таким образом, что теоретический материал сразу отрабатывался на практике, на наши вопросы коллеги-преподаватели давали конкретные ответы, и вся практическая работа сопровождалась комментариями. Понятно, что впереди предстоит большая работа по освоению ФГОС и внедрению новых программ, но уже сейчас появилась уверенность, что с трудностями переходного периода мы справимся и достойно войдем в российское образовательное пространство.

У вас самая многочисленная аудитория – более ста слушателей. Известно, что одной из важнейших составляющих таких крупных мероприятий является эмоциональный настрой. Какой он у вас?

Т.В.Грищенко, учитель высшей категории Лесновской общеобразовательной школы I-III ступеней:
– Интересный вопрос! Я бы сказала, что атмосфера наших занятий с течением времени претерпевала изменения. Вначале было некоторое внутреннее напряжение, вызванное усталостью прошедшего учебного года, большой наполняемостью зала, незнакомыми лекторами. Но уже на следующий день чувство тревоги и напряжения стало незаметно рассеиваться! Преподаватели ненавязчиво, но твердо и настойчиво вводили всю огромную аудиторию в мир новых требований и стандартов. Несомненная эрудиция наших коллег-наставников, их значительный опыт работы, подкрепленные деликатностью, педагогическим тактом и терпимостью, сделали свое дело: мы сдружились! В зале стало уютно и комфортно. Можно смело сказать, что сегодня из большого количества знакомых и незнакомых людей возникла некая общность, объединенная, без сомнения, любовью к русскому языку, «роскошью человеческого общения» и стремлением узнать что-то новое.

– Каково Ваше общее впечатление от курсов?

Дерунец И.Т., учитель высшей категории Новофедоровской школы-лицея:
Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы в Сакском районе начались 10 июня. Хочу выразить слова благодарности приехавшим преподавателям, которые старались донести до нас довольно объемный и очень серьезный материал. Спасибо Юнусовой Бахаргуль Сафаровне и Ганабовой Оксане Анатольевне. Немало было знакомого, известного, но многое нами было услышано впервые.
Нужны ли нам были эти курсы? Несомненно! Ценно в них то, что перед нами выступали учителя, работающие по-настоящему, творческие личности. Слушать таких всегда интересно: ведь они делятся собственным опытом, со знанием дела подходят ко всему, что касается обучения, толково отвечают на вопросы. Думаю, что все, что мы узнали или вспомнили на курсах, пригодится нам в дальнейшем. У нас есть время и изучить, и переосмыслить, и найти свои подходы.

«У нас есть время изучить и переосмыслить»
Дерунец Ирина Тимофеевна, учитель высшей категории Новофедоровской школы-лицея Сакского района, Республика Крым

Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы в Сакском районе Республики Крым начались 10 июня. Хочу выразить слова благодарности приехавшим преподавателям, которые старались донести до нас довольно объемный и очень серьезный материал. Спасибо Юнусовой Бахаргуль Сафаровне и Ганабовой Оксане Анатольевне. Многое было услышано впервые, но немало было знакомого, известного.
Курсы послужили толчком к изучению материалов нового образования. Хочу выразить свое мнение по поводу подхода к обучению детей в рамках Государственного стандарта образования России. И до этого я знакомилась с отрицательной оценкой стандарта, но теперь, чтобы составить собственное представление, стала изучать отдельные материалы. Начала с понятия «метапредметность». Оказалось, нет единой формулировки лексического термина. Странно.
Потом я изучила материалы «круглого стола» в «Учительской газете», где Ю.В.Громыко объясняет свою точку зрения по данной проблеме. Поразило множество слов иноязычного происхождения, приходилось постоянно обращаться к словарю, но понимание прочитанного приходило с трудом. Вопрос: для кого это писалось? Почему материал не изложен русским языком, доступно? (Вспомнился Евгений Базаров: «…подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны!) Оппонентов почти нет, зато несколько учителей разных предметов (начинающих учителей), которые как-то однотипно оценивают новые подходы: «…раньше дети не понимали, как это им пригодится в жизни».Я специально подчеркнула, что это начинающие учителя – и такое глубокое убеждение, что «раньше дети…». Любой учитель со стажем знает, что и раньше, и сейчас работал и работает так, чтобы знания, данные им, как раз использовались детьми в дальнейшем.
Материалы «круглого стола» совсем разочаровали меня. Учителям навязывается определенная система, которую втискивают в «технологические таблицы», «модули» и т.д., и т.п.Учитель не должен быть подневольным, иначе это раб, а не творческая личность.
Еще один неприятный для меня момент: множество аббревиатур. Новое УУД – это старое ЗУН. Зачем изменять? Многое, что всегда было в системе образования, названо по-другому, а поэтому и представляется нам, как нечто новое, какое-то открытие. Мне вспомнились аббревиатуры ИБД (имитация бурной деятельности) и основная методика преподавания ДТРП (доска – тряпка – ручка – тетрадь). Моя мама сорок лет проработала в школе учителем словесности. Я помню внедряемые переходные «революционные « подходы и программы разных лет. И периодическое возвращение к классической системе образования, отработанной и надежной, дающей глубокие знания, прививающей любовь к русскому языку, понимание, что он велик и могуч. Невозможно творческие работы втискивать в рамки подготовки к ЕГЭ. Невозможно так воспитать творческие и свободные личности, зато непонимание и страх порождает ненависть, ненависть к русскому языку. Профессор филологии, наш современник, сказал, что происходит разрушение внутри его, а это самое страшное, что может происходить в языке. Самое убедительное доказательство того, что путь ошибочен – результаты ЕГЭ. У нас как-то так бывает, что часто новое (или хорошо забытое старое) принимается с восторгом, расхваливается (по схеме «как все»). Но мне это не нравится. Есть классическая система! Кто-то считает это консерватизмом, кто-то – нет. Но как бы с новшествами не потерять наш русский язык. Все теперь связывается с коммерцией. Вот и все эти новшества вводятся потому, на мой взгляд, что просто отрабатываются деньги, выделенные на новые подходы. Куда это приведет, ИБДистам нет дела.
Я просмотрела в интернете множество презентаций, мастер-классов и т.д. Фактически это те же творческие лаборатории, методические объединения, семинары... Та же триединая цель, развернутые конспекты уроков, использование блоков – ничего нового! Тогда зачем все это преподносить в качестве нового, передового? Зачем? Разработанные (якобы) новые программы учителей, модули, технологические таблицы – это неоправданная трата времени учителя, тем более учителя-словесника, который итак очень загружен. По поводу того, что двадцать процентов программы учитель может изменять по собственному усмотрению, тоже было всегда, не было только столько вокруг разговоров... Вот чувствуется во всем этом какая-то профанация…
О времени учителя: его как раз всегда старались освободить от лишней работы, потому что педагог должен развиваться творчески: посещать музеи и выставки, бывать в театрах и на концертах и просто читать, читать, читать... А сколько времени на это надо? Свободного времени! Те, кто занимается вот этими громко названными стандартами, похоже, не преподавали по-настоящему русский язык и литературу в школе. А как это – по-настоящему? А вот как мы... Когда есть рамки программы, несколько классов, каждый день пачки тетрадей, совещания и педсоветы, методическая работа и... , а еще семья, дети, родственники... И вот в этом соусе надо повариться не год – два... К чему это я? К тому, что этой работой должны заниматься педагоги, отработавшие в школе не менее пяти лет. А то получается, что нас учат кандидаты «околовсяческих наук» (был когда-то такой сатирический персонаж), а мы, учителя, люди подневольные, рабы... А как же творчество? Полет мысли? – Забудьте! Они благополучно задавлены новшествами, которые вводят люди, пришедшие на этом заработать и сделать карьеру, пристроенные по знакомству... К сожалению, есть у нас и такие... Вот поэтому молодые и не идут работать в школу.
Украинские программы по русскому языку абсолютно не продуманы (в 6 классе изучали предлог, а о наречии и деепричастии и не слыхивали), очень сокращены (по два часа в неделю, начиная с пятого класса). Я очень переживала за то, что дети не успевали усваивать новый материал, что учебники по русскому языку были с ошибками (я обращалась по этому поводу в Министерство образования Украины с конкретными примерами). С литературой тоже было плохо: русский материал почти убрали из программы, даже «Муму» и «Бородино». Радует, что картина кардинально изменилась, что мы теперь не относимся к «национальным меньшинствам» и свободно можем изучать русский язык.
Мой прадед был смотрителем учебных заведений Забайкалья, бабушка, мама – все учителя-словесники. Их дело продолжила я. Моя дочь тоже филолог, но в школу работать не пошла. И зто грустно. Цепочка прервалась…???
Нужны ли нам были эти курсы? Несомненно!!! Ценно в них то, что перед нами выступали учителя, работающие по-настоящему, творческие личности. Слушать таких всегда интересно: ведь они делятся собственным опытом, со знанием дела подходят ко всему, что касается обучения, толково отвечают на вопросы. Думаю, что все, что мы узнали или вспомнили на курсах, пригодится нам в дальнейшем. У нас есть время и изучить, и переосмыслить, и найти свои подходы.

Фотоотчёт

Благодарственное письмо
Аудитория
ЕГЭ по литературе
Учителя Сакского района

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»