ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

  • Главная
  • Регионы
  • Алтайский край
  • Новые результаты и достижения проекта «Межрегиональная филологическая школа «Родники России» для учителей и детей из сельских школ»

Деятельность регионов, Алтайский край

Новые результаты и достижения проекта «Межрегиональная филологическая школа «Родники России» для учителей и детей из сельских школ»

В рамках реализации социально значимого проекта «Межрегиональная филологическая школа «Родники России» для учителей и детей из сельских школ», реализуемом на базе Колледжа Алтайского государственного университета,

завершился приём научно-исследовательских работ учащихся по русскому языку (тематика Конкурса – «Язык семьи – память поколений») и литературе (тематика Конкурса – «Семья в литературе: традиции и современность»).

Для участия в данных Конкурсах прислали свои исследования более 65 учащихся из сельских школ Калужской, Мурманской, Тверской, Челябинской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, Алтайского края. Особо следует отметить, что исследования такого уровня уже проводят, начиная с 5 класса. И большое количество присланных работы пяти- и шестиклассников – подтверждение тому, что исследовательская деятельность, реализуемая в рамках ФГОС основного общего образования, не только есть в сельских школах, но и начинает приносить первые плоды.

Сегодня очень много конкурсов, куда можно отправить свои работы. Но реализуемый проект – один из немногих проектов, когда участие бесплатное, что очень важно для сельских ребят. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведённого Союзом женщин России.

Руководитель проекта О.М. Крайник отмечает актуальность представленных на Конкурсы работ для современного общества, но особо подчёркивает широту интересов учащихся в вопросах семьи: «Большинство работ по русскому языку посвящено актуальным вопросам рассмотрения семейных ценностей и традиций в языковом, культурно-историческом, социально-общественном аспектах: Тайна слова СЕМЬЯ; Без родни жить нельзя; Тайны происхождения имён; Отражение семейных отношений в пословицах русского народа; Никнейм – второе имя; Система производных терминов родства: словообразовательный и функциональный аспекты; Концепт «лень» в языковой картине мира; Лексика свадебных обрядов переселенцев Шипуновского района Алтайского края 30-40-х годов XX века; Семья в системе топонимов родного края; Ох, уж эти прозвища! и др.

Исследовательские работы по литературе также посвящены анализу ценностей семьи и семейных отношений в произведениях. Отрадно, что для анализа взяты тексты не только так называемых классических писателей, но и современных авторов. И тематика представленных работ по литературе отражает весь спектр интересов современного подростка к вопросам семьи и семейных отношений: Образ православной семьи в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; Образ-архетип Дома в рассказе Дины Рубиной «Яблоки из сада Шлицбутера»; Образ русской бабушки и ассоциации детства (на материале рассказов В.П. Астафьева «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»); Социальное положение семьи в фельетонах 90-х годов XX века и начала XXI века; Тема семьи и детства в повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»; «Какой винт самый важный семейной жизни?» или был ли прав А.П. Чехов?; Воспитание семейных ценностей в повести Валерия Золотухина «На Исток-речушку к детству моему»; Особенности семейных отношений в творчестве детского поэта О. Бундура; Роль семьи в духовном становлении ребёнка (по рассказам первой книги В.П. Астафьева «Последний поклон»; Как хорошо, что есть у нас бабули, бабушки родные и др.»

Все работы находятся в открытом доступе на официальной странице филологической школы http://rodniki.asu.ru/ в Разделе «Задания». Организаторы проекта приглашают ознакомиться с работами профессиональное сообщество. О. Крайник подчёркивает: «Многие работы – это достойный опыт реализации инновационных методик в преподавании языка и литературы, в организации внеурочной деятельности учащихся. Это интересный материал, который можно использовать на уроках русского языка и литературы в любом классе. Это примеры того, что для детей любого возраста посильно проведение научного исследования».

До 25 июня 2016 года жюри проверит все работы согласно критериям, обозначенным в информационных письмах, и подведёт итоги Конкурсов научно-исследовательских работ по русскому языку и литературе. Лучшие работы будут награждены дипломами победителей и призёров, все участники получат сертификаты.

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»