Деятельность Ассоциации, Анонсы, МАРС
Методическая школа в Калужской области состоялась
АССУЛ продолжает практику методических школ. Очередная методическая школа прошла в первые дни июня в Калужской области. Темой методической школы стало использование потенциала музеев в формировании исторической памяти и мотивации к чтению в практике учебно- воспитательной деятельности педагога. Отличительной особенностью этой школы было сочетание традиционных видов работы – лекций, мастер -классов, практикума и образовательных экскурсий и очень плотный график работы.
Калужская область была выбрана не случайно. Это один из старых русских городов, история которого богата событиями культурной жизни, заметную страницу в ней занимают главы, связанные с литературой. Здесь учительствовал К.Э.Циолковский и Б.Окуджава, далеко за пределами области известен русский Барбизон, родина муз – Таруса, но не менее щедрой по интенсивности литературной жизни была и Калуга, а также ее окрестности. Музейный потенциал области активно используется в области и образовательными организациями, в чем мы могли убедиться в дни пребывания на Калужской земле. В подготовке и проведении школы большую помощь оказало региональное отделение АССУЛ Калужской области, руководитель И.Н.Сащенко, кафедра литературы Калужского государственного университета имени К.Э.Циолковского, зав. кафедрой Е.И. Хачикян, директор школы №2 р.п. Полотняный Завод О.А.Шмигельская.
Школа проходила с 5 по 7 июня и предусматривала помимо традиционных лекций образовательные экскурсии с посещением музеев, тематические экскурсии и знакомство с разными видами музеев, а также участие в старте международной акции «Пушкинский диктант». Участниками школы стали представители из Калужской и Псковской областей, молодые педагоги из Москвы (Серёгина Кристина Алексеевна из ГБОУ г. Москвы «Школа № 285 имени В.А.Молодцова»). Расписание школы было очень плотным и связано с активным перемещением по области.
Стартовав 5 июня из Москвы в 10.00, участники школы уже во второй половине дня прошли маршрутами литературной Калуги. Образовательную экскурсию провел ст. преподаватель кафедры литературы КГУ им. К.Э.Циолковского Игорь Валерьевич Ксенофонтов. Участники экскурсии прошли по местам исторической части города, связанными с имена Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.К.Толстого, В.Г.Белинского и , конечно, А.С.Пушкина, Г.Успенского, а также представителями литературы века двадцатого – В.В.Маяковского, читавшего в Калуге в 1914 голу лекции о футуризме, Б.Окуджавы и А.И.Солженицына. Калуга – родина Бориса Константиновича Зайцева, отразившего в своих произведениях «Тишина» и «Атлантида» впечатления детских и юношеских лет, известного детского писателя и переводчика Валентина Берестова, написавшего более 160 стихотворений о калужском детстве и посвятившего «Калужские строфы» своему родному городу. И это далеко неполный перечень литературных троп этого удивительного города на Оке.
По завершению экскурсии участники школы продолжили занятия в рамках установочного семинара. Н.Ю.Проскурнина рассказала об опыте работы по формированию мотивации к чтению на основе использования инновационных технологий и вручила всем участникам школы традиционный календарик с портретом писателя - юбиляра года , в 2025 году это был И.А.Бунин. Такие календарики все словесники области получают ежегодно. Л.В.Дудова познакомила с материалом о литературных музеях, связанных с именем А.С.Пушкина. Они есть у нас в стране и за ее пределами.Она поделилась опытом работы с учащимися музея- заповедника А.С.Пушкина «Болдино» в Нижегородской области. Музей-заповедник уже на протяжении многих лет проводит в сотрудничестве с АССУЛ и Нижегородским государственный педагогическим университетом научную конференции учащихся «Под знаком Пушкина».
Проскурнина Н.Ю., кандидат педагогических наук, методист ГАОУ ДПО Калужской области «Калужский государственный институт развития образования»
Председатель КС АССУЛ Дудова Л.В. на открытии методический школы в Калужской области
Лидия Николаевна Дмитриеввская, д.ф.н., преподаватель Литературного института им. А.М.Горького прочла лекцию «Сказка как инструмент мотивации к чтению», которая вызвала большой интерес. Все участники школы получили презентацию лекции. Первый день завершился довольно поздно, но погружение в литературно-исторический контекст создал определенный настрой на следующий день.
Второй день школы начался рано. Участники переместились из Калуги в р.п. Полотняный Завод, где их ожидал целый блок экскурсионно- образовательной программы, которую для участников школы подготовил Объединенный музей-заповедник «Полотняный завод», и старт международной акции «Пушкинский диктант». Об акции мы рассказали ранее, поэтому остановимся на образовательной части программы. Первая часть программы была связана с погружением в жизнь Полотняного завода, ставшего один из крупных центров в России XVIII промышленного производства парусного полотна и бумаги и связанного с имена подвижников Петра I и Екатерины Великой – семьей Гончаровых и Щепочкиных.
Аникеев А.С. министр образования и науки Калужской области на открытии Международной образовательно -просветительской акции "Пушкинский диктант" 2025
Если усадьба прапрадеда Н.Н.Гончаровой – Афанасия Абрамовича Гончарова сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны, то усадьба Григория Ивановича Щепочкина, компаньона А.А.Гончарова, сохранилась в прекрасном состоянии и дает возможность погрузиться в атмосферу русской дворянской усадьбы конца XVIII -начала ХIХ века с чудом сохранившимся интерьером, удивительными фресками и богатыми фондами. День начался именно с этой усадьбы.
Именно здесь участники смогли не только поучаствовать в акции Пушкинский диктант, который в этом году был посвящен теме «Мир культуры и истории в творчестве Пушкина», но и погрузиться в стихию русской жизни времени, так прекрасно отраженном в произведениях Александра Сергеевича. Не случайно именно здесь музей проводит тематические экскурсии «Мир русской усадьбы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Но нам удалось погрузиться в быт и образ жизни реальных хозяев этой усадьбы, немало сделавших для процветания России. Созданное Гончаровым и Щепочкиным производство работает и сегодня, а их дворянские усадьбы стали местом для реализации больших образовательных программ. Такие две образовательные экскурсии были предложены и нам: одна связанная с бытом и образом жизни дворянского сословия, а другая - с творчеством А.С.Пушкина.
Для участников школы была предложена лекция -экскурсия «Гроза двенадцатого года настала: Отечественная война 1812 года в творчестве А.С.Пушкина». В доме Щепочкина – памятника русского классицизма- сотрудники музея подготовили удивительную экспозицию, включающую живописные полотна, интерактивные инсталляции, артефакты того времени, которые в изобилии есть в фондах музея, так как в 1812 году в Полотняном Заводе была ставка М.И.Кутузова.
Поразившая всех своей эрудицией экскурсовод погрузила нас не только в историю, но и стихию пушкинского творчества. Цитирование строк из произведений А.С.Пушкина сопровождало каждый фрагмент экспозиции. Звучали строки из стихотворений «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой», «Клеветникам России», «Полководец » и других. В соединении с прекрасными живописными полотнами , специально написанными по заказу музея-заповедника, перенесло участников школы в пушкинскую эпоху и творчество поэта.
После короткого перерыва на обед участников ждал следующих блок экскурсий. Из музея историко-культурного мы переместились в совершенно иной музейный мир – в музей «Бузеон». На входе в музейный комплекс нас встречал плакат «Триста лет на службе России». Да, именно так со времен основателей парусно-бумажного производства Гончаровых и Щепочкиных прошло триста лет, а основанный ими завод и сегодня работает. Это был пример музея , освещающего историю производства сначала парусов, а потом одно из значимых для страны производств разных видов бумаги – от бумаги для книг, денежных знаков и паспортов, до тетрадей и других видов бумаги. О том , какое место занимало это производство в России, свидетельствовали разные награды, которыми были отмечены владельцы этого производства правителями России. И здесь нам продемонстрировали, как музей работает со школьниками, какие технологии используют при знакомстве с историей, погружая в мир производства, рассказывая о самых разных профессиях, которые требует сложное и очень важное производства.
Завершающей страницей напряженного дня стало посещение усадьбы Гончаровых. Возрожденная после Великой Отечественной войны, она сегодня принимает посетителей. Здесь находится и библиотека, и школа искусств им. Н.Н.Гончаровой, и весь второй этаж отдан именно семье Гончаровых. Здесь мы смогли погрузиться в историю не только промышленников, но и людей, которые немало сделали для развития культурной жизни этого поселка. Здесь дважды в 1829 и 1830 году бывал А.С.Пушкин. Он и Наталья Николаевна встречают гостей усадьбы перед входом в музей. В усадьбе Гончаровых останавливался в 1812 году М.И.Кутузов, и об этом тоже в усадьбе тоже помнят. По теплому говорят в усадьбе о Наталье Николаевне, к ней здесь относят очень нежно. Она так любила бывать здесь у своего деда.
По инициативе Гончаровых был создан в Полотняном Заводе один из первых народных театров, который носил имя А.С.Пушкина, Гончаровы открыли и школу для рабочих мануфактуры. Сложное производство требовало знаний. А какой замечательный парк окружал усадьбу, по его аллеям и сегодня можно пройтись, что мы , конечно, сделали. И, погрузившись в атмосферу усадьбы, нам стали понятны и пушкинские строки, посвященные Наталье Николаевне.
Завершением дня стала литературно-образовательная композиция, посвященная лирике А.С.Пушкина и развитии пушкинских традиций в русской литературе. Ее представили в школе искусств имени Н.Н.Гончаровй, как раз в той части усадебного дома, в которой и располагалась большая семья Гончаровых, народный артист России, артист Московского драматического татра на Перовской - Виктор Андреевич Никитин и д.ф.н., член координационного совета АССУЛ, автор федеральной линии учебников по литературе- Алексей Владимирович Федоров. Художественное чтение пушкинских произведений чередовалось с литературоведческими комментариями и это вызывало активность зала и вновь погружало в мир Пушкина , демонстрируя удивительное отражение открытий поэта во всей пушкинской лирической традиции нашей литературы., ее интерпретации порою таким разными мастерами слова.
Возвращение в гостиницу было поздним. Впечатления с трудом умещались в голове и рождали новые идеи для будущих школ. Но нас ждал день третий.
7 июня началось для участников ранним утром. Маршрут наш предполагал перемещение в век пятнадцатый, в мир Древней Руси и мир древнерусской литературы. Мы ехали в село Дворцы, на берега реки Угры, где Русь окончательно покончила с ордой , о чем свидетельствуют русские летописи . Нас ждал музей-диорама «Великое стояние на Угре», который расположился во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни в получасе езды от Калуги. В Полотняном Заводе мы слышали от наших калужских коллег много о том, как воспринимают эти места ребята, которых они привозят сюда на экскурсии. Но то, что нам довелось увидеть было трудно передать словами. Когда ходишь по местам, где творилась история, то, безусловно, испытываешь совершенно особые чувства. Радовало и то, что поток желающих прикоснуться к нашей истории течет и среди взрослых много ребят.
Учстники методической школы АССУЛ в Музее-диораме "Великое стояние на Угре" (с. Дворцы, Дзержинский район, Калужская область)
Фрагмент диорамы "Великое стояние на Угре"
Для участников школы была проведена образовательная экскурсия, в ходе которой мы узнали и о том, как создавалась эта диорама заслуженным художником России Павлом Рыженко. В экспозиции представлены и артефакты, подтверждавшие масштабы события. Они были обнаружены в результате археологических экспедиций в этих местах. Художественные полотно , отражавшие стояние на Угре, дополняло визуальный ряд обширного историко-культурного комментарий события с опорой на памятник древнерусской литературы «Повести о стоянии на Угре». С произведением и сегодня можно ознакомиться в издании «За землю Русскую! Памятники литературы Древней Руси XI-XV веков» М., 1981, с.414-431; 501-511. После посещения диорамы участники школы прошли по тропе, к тому самому месту, где русские войска не дали войскам хана Ахмата перейти Угру. Сегодня там установлен памятный камень, свидетельствующий о том, что здесь 11 ноября 1480 года состоялось сражение, которое ознаменовало конец орде и стало началом создания единого Русского государства под властью великого княжества Московского времени Ивана III.
Тема стояния на Угре и сегодня представлена в нашей литературе. Прочитать о нем можно в исторической поэме Михаила Сенчихина «Великое стояние на Угре 1480», стихотворениях И.О.Муромского «Стояние на Угре», Ангелины Фатежской «Чудо-посол Угры», Алексея Бусса «Стояние на Угре», в книге Дениса Коваленко «Великое стояние на Угре», адресованной именно юному читателю и выпущенного московским издательством «Духовное преображение» в 2021 году в серии «Великие битвы России» и др. Думается, что обращение к древнерусскому тексту об этом историческом событии может стать продолжением разговора о древнерусской военной повести на уроках литературы, основой для проведения бинарных уроков по истории и литературе, литературе и ИЗО, так как отражение этого события нашло отражение как в иконописи, так и в батальной живописи. В том убедились участники школы.
Школа завершилась. 7 июня участники возвратились в Москву. Надеемся, что формат школы оправдал себя, а методическая копилка учителей пополнилась новыми идеями. Мы благодарим Калужское отделение АССУЛ, О.А.Шмигельскую и работников музея-заповедника «Полотняный завод» и экскурсионный центр диорамы «Великое стояние на Угре», А.В.Федорова, В.А.Никитина, Л.Н.Дмитриевскую, И.В.Ксенофонтова, Е.И.Хачикян за организацию и активную работу в рамках школы, те знания, которые мы смогли получить за эти замечательные три дня на Калужской земле.
Участники методической школы АССУЛ после экскурсии по музейному комплексу, посвященному военной кампании 1480 года.
Материал подготовили Л.В.Дудова и Л.Г.Рудман