ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

  • Главная
  • Деятельность АССУЛ
  • 24 июня 2014 года в Общественной палате РФ обсудили проблемы современного школьного образования в области русского языка и литературы

Деятельность Ассоциации

24 июня 2014 года в Общественной палате РФ обсудили проблемы современного школьного образования в области русского языка и литературы

24 июня 2014 года в Общественной палате РФ обсудили проблемы современного школьного образования в области русского языка и литературы. Модератор дискуссии – член Комиссии по развитию науки и образования, член Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку Любовь Духанина.

Видео мероприятия

Фотографии мероприятия:

24 июня 2014 года в Общественной палате РФ обсудили проблемы современного школьного образования в области русского языка и литературы
24 июня 2014 года в Общественной палате РФ обсудили проблемы современного школьного образования в области русского языка и литературы
24 июня 2014 года в Общественной палате РФ обсудили проблемы современного школьного образования в области русского языка и литературы

ПРОЕКТ

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комиссия по развитию науки и образования
КРУГЛЫЙ СТОЛ

«СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

24 июня 2014 года, вторник, 11.00 Миусская площадь, д. 7, стр. 1, Зал Совета ОПРФ

РЕКОМЕНДАЦИИ

Преподавание русского языка и литературы в современной российской школе во многом потеряло связь с духовно-нравственным воспитанием молодежи, не справляется с катастрофическим падением речевой и читательской культуры школьников. Вызывает серьезную обеспокоенность статус учителя русского языка и литературы. Многие вопросы, связанные с нормативно-методической базой преподавания русского языка и литературы, остаются не проясненными для большей части педагогов, механизмы сохранения и повышения мотивации к изучению предметов «русский язык» и «литература» разных категорий обучающихся не работают, вводимые Федеральные государственные образовательные стандарты имеют массу недоработок и фактически не решают задач повышения качества обучения русскому языку и литературе, часть учебников, рекомендованных Министерством образования РФ и науки к использованию в учебном процессе, не отвечает в полной мере современным целям и задачам изучения этих дисциплин в школе. Материально-техническое обеспечение преподавания предметов, в первую очередь комплектование кабинетов русского языка и литературы и школьных библиотек словарями, справочно-энциклопедической, художественной и критической литературой, периодическим изданиями (детскими, методическими, литературно-художественными журналами), подключение к сети Интернет, находятся на критическом уровне. Стремительное старение педагогических кадров словесников, качество подготовки учителей-словесников в вузах, сворачивание системы послевузовского педагогического образования в результате введения новой системы финансирования дополнительного профессионального образования, планомерное уничтожение системы методического сопровождения учителя в его каждодневной деятельности. Все это сказывается как на качестве подготовки выпускников школ по предметам филологического цикла (русский язык и литература), так и на качестве работы учителя-словесника.

Участники Круглого стола «Современное школьное образование в области русского языка и литературы: проблемы и пути их решения», обсудив актуальные проблемы, касающиеся вопросов совершенствования преподавания русского языка и литературы, оценки результатов обучения по русскому языку и литературе, внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов и иных нормативных документов, оказания методической помощи педагогам-словесникам с учетом Резолюции Круглого стола, считают необходимым и целесообразным рекомендовать следующее:

Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Совету Федерации Федерального Собрания РФ, их профильным комитетам:

  • Внести поправку, позволяющую разделить предмет «Русский язык и литература» в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего полного (полного) общего образования на два самостоятельных предмета «Русский язык», «Литература» на базовом и углубленном уровнях.
  • Внести изменения в раздел Федеральных государственных образовательных стандартов среднего полного (полного) общего образования «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», разделив их на «Требования, предъявляемые к результатам освоения основной образовательной программы по русскому языку» и «Требования, предъявляемые к результатам освоения основной образовательной программы по литературе».
  • Дополнить требования к предмету «Литература» перечнем обязательных для изучения художественных произведений, содержащих общероссийский культурный код.
  • Поддержать инициативу по учреждению государственного праздника «День словаря» - 22 ноября – в день рождения великого российского лексикографа Владимира Даля, поскольку широкая популяризация исторической личности Владимира Даля, а также словарей в целом окажет значительный эффект в деле повышения языковой и информационной культуры российского общества.

Министерству образования и науки РФ:

  • Рассмотреть вопрос о возможности восстановления объемов часов в рамках рекомендуемого базисного учебного плана для старшей школы, отводимых на изучения русской литературы и русского языка в 9-11 классах на уровне 2004 года, предусмотрев изучение предмета «Литература» в объеме не менее 3 часов в неделю и предмета «Русский язык» не менее 2 часов в неделю на базовом уровне.
  • Изыскать возможности для восстановления уроков внеклассного чтения и развития речи в основной школе.
  • В связи с увеличением числа обучающихся, для которых русский язык является иностранным, рассмотреть вопрос о нормативно-правовом обеспечении изучения русского языка и литературы обучающимися мигрантов.
  • Разработать механизмы проведения лингвистической экспертизы учебников по всем предметам для общеобразовательной школы.
  • Пересмотреть механизмы формирования Федерального перечня учебников по русскому языку и литературе.
  • Разработать порядок комплектования художественной, в том числе детской и юношеской, критической, методической, справочно-энциклопедической литературой и периодическими издания школьных библиотек.
  • Поддержать инициативу по организации экспертизы и формированию, наряду с Федеральным перечнем учебников, Федерального перечня словарей, рекомендованных к использованию в образовательном процессе начального, полного и среднего общего образования.
  • Рассмотреть вопрос о содержании и формах проведения Всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе, включении в перечень Всероссийских олимпиад Всероссийской олимпиады школьников по чтению и Всероссийского конкурса школьных сочинений.
  • Выйти с инициативой проведения полномасштабного социологического исследования круга чтения современных школьников.
  • Разработать систему мер по повышению качества подготовки учителей русского языка и литературы, статуса учителя словесности, в том числе и на основе проведения Всероссийского конкурса «Учитель российской словесности».


Региональным органам законодательной и исполнительной власти, органам местного самоуправления:

  • Считать необоснованным проведение рейтингования образовательных организаций (школ) на основе результатов независимой итоговой аттестации (ЕГЭ, ГИА) по русскому языку и литературе.
  • Рекомендовать внести в список приоритетных критериев для выстраивания рейтингов образовательных организаций всех уровней образования мероприятия, направленные на поддержку и продвижение русского языка, литературы и чтения, формирования российской идентичности.
  • Разработать нормативно-правовую базу, позволяющую образовательным организациям осуществлять образовательную деятельность, направленную на обеспечение владения русским языком обучающихся, для которых русский язык является иностранным на уровне требований Федерального государственного образовательного стандарта.
  • Содействовать проведению мероприятий, направленных на популяризацию чтения, изучения русского языка.
  • Продумать механизм организационной и финансовой поддержки системы повышения квалификации учителей-словесников с отрывом от учебного процесса.
  • Способствовать консолидации педагогического сообщества учителей-словесников, в том числе и через поддержку деятельности региональных отделений Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка».


Общественной Палате РФ:

  • Выразить признательность Президенту РФ за актуализацию смыслов, связанных с состоянием и миссией гуманитарного образования и образования в области русского языка и литературы, без которого невозможны никакое образование вообще, формирование ценностного мира ребенка, передача культурного кода из поколения в поколение.
  • Привлечь средства массовой информации к более широкому освещению вопросов школьного образования в области русского языка и литературы, разработки концепции школьного филологического образования, проблемам детского и подросткового чтения и речевой культуры, поддержки и продвижения русского языка как в регионах России, так и в сопредельных государствах.
  • Признать невозможным принятие ответственных политических решений в сфере школьного филологического образования без участия профессионально-общественных объединений, многосторонней экспертной оценки с их стороны всех нормативно-правовых документов, касающихся содержания и форм школьного филологического образования. Предложить разработать порядок проведения профессионально-общественной экспертизы образовательных проектов разных уровней и областей в области русского языка и литературы.


Образовательным организациям:

  • В инициативном порядке включить учителей русского языка и литературы образовательных организаций Российской Федерации в активное обсуждение создаваемой концепции школьного филологического образования на страницах сайта: учитель-словесник.рф или http://uchitel-slovesnik.ru.
  • Создать все возможные педагогические условия для развития мотивации к изучению русского языка и литературы, формирования читательской культуры школьников, в том числе с учетом запросов детей с особыми образовательными потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей мигрантов, высокомотивированных детей).
  • Обеспечить престижность предметов «русский язык» и «литература» в современной школе на всех ступенях образования и разных уровнях; ввести повышающие коэффициенты в оплате труда учителей русского языка и литературы, которые позволят простимулировать педагогов к творческой профессиональной деятельности; продумать механизмы более оптимальной и комфортной учебной нагрузки для учителей-словесников.
  • На уровне школьных педагогических коллективов признать, что именно учитель-филолог в первую очередь решает важнейшую задачу формирования духовно-нравственного облика гражданина России, что, несомненно, позволит поднять социальный статус педагога.
  • Призвать администрацию образовательных организаций страны не препятствовать академической честности, объективности и непредвзятости в оценивании учителями русского языка и литературы достигнутых образовательных результатов школьников.

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»