ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

"Пушкинский диктант" регистрация

Деятельность регионов, Ярославль

Пришвинскими тропами, или необычный урок литературы

Четыре года назад, жарким майским днём 2013 года, мне посчастливилось побывать на семинаре в школе с. Купанское в рамках регионального проекта «Имя поэта, писателя в культурной жизни Ярославской области».

Эта поездка перевернула для меня тогда, начинающего педагога, целый мир. Оказывается, прототип «Золотой курочки» до сих пор живёт в селе Усолье, оказывается, Блудово болото – совершенно реальный географический объект, и всё, о чём пишет Пришвин в своих рассказах, можно увидеть своими глазами! Теперь, благодаря Ярославскому региональному отделению Ассоциации учителей литературы и русского языка, у нас появилась возможность приехать в те края со школьниками.

Урок литературы. Изучаем с пятиклассниками «Кладовую солнца».
- А клюква – это такая оранжевая ягода? – спрашивает девочка.
- А тетерев как вообще выглядит?
- А как ползает змея, и как она шипит?
- Разве могут сосны и ёлочки напоминать старушек?

Поток вопросов, которые меня всё больше удивляли, не прекращался. Что-то нужно было делать. Школьникам нашего посёлка, находящегося в десяти километрах от города, очевидные вещи кажутся непонятными. А поэтому и литературное произведение не вызывает такого трепета, который вызывало когда-то у меня самого.

Сообщаем с коллегой (Горулева О.В.) ребятам, что в конце учебного года их ждёт сюрприз, связанный с «Кладовой солнца». Глаза загорелись. В ожидании сюрприза.

И вот – первый день каникул, тёплый, солнечный, цветёт вишня. Небольшой командой – 15 ребят и трое взрослых – едем в Усолье. По пути любуемся лугами одуванчиков и тенистыми перелесками, настраиваем себя на созерцание.

Нас встречает Ирина Геннадьевна Соколова, учитель Купанской школы, автор книги «Тропа к Пришвину». Оставляем автобус, идём на прогулку по селу и сразу же ощущаем душистые ароматы весны. Перед нашими глазами достопримечательности села, связанные с Пришвиным: река Вёкса, Козья горка, красивые берега. Как и семьдесят лет назад, в лодочках сидят рыбаки. А Ирина Геннадьевна рассказывает нам историю за историей и сопровождает экскурсию показом фотографий.

Останавливаемся у дома, где жил Пришвин. Любуемся соснами.
«А вот ведь сухие сосны, которые напоминают старушек», - замечает кто-то из ребят.

По одной из тропинок заходим в лес. С сосны на сосну перелетает дятел. Поёт зяблик. Пахнет хвоей и черёмухой. Кто-то замечает сросшиеся деревья, почти как в «Кладовой солнца». Уходить не хочется, но ведь главная интрига – встреча с прототипом «Золотой курочки» - впереди!

Софья Павловна Карягина, прототип Настеньки, выходит к нам и присаживается на скамеечку. Улыбается, рада гостям. Ребята немного стесняются, Ирина Геннадьевна заводит разговор. И вот посыпались вопросы.
«А каким был Пришвин по характеру?»
«А какие события из «Кладовой солнца» - правда, какие – вымысел?»
«А «Серый помещик» правда существовал?»
«А ружьё у вас на самом деле дома было, и Ваш брат умел стрелять?»

Софья Павловна помнит Пришвина очень добрым и искренним. Рассказывает нам, что, оказывается, прототип Митраши был старше её на 2 года, а не младше. Рассказывает, что ссора ребят и случай с братом на болоте – «это уже Пришвин приукрасил»… Но тем не менее с каждым словом слушать рассказ Софьи Павловны всё интереснее. Ребята были готовы задавать и задавать вопросы.

«Я буду находиться под впечатлением всё лето», - говорит одна девочка.
«Это гораздо круче, чем встреча с видеоблогером, - признаётся другая.

Но и на этом программа не закончена. Мы держим путь на Блудово болото. Сразу же нас окутали тучи комаров. Десятки, сотни, а может, и тысячи. «Слушайте, так это те самые комары, чьи прапрадеды кусали самого Пришвина», - делает открытие кто-то.

Мы доходим до того места, где начинается вода. Дальше идти небезопасно. Останавливаемся. Ирина Геннадьевна нам показывает кочки, где зеленеет травка – вот это и есть клюква. На островке среди воды замечаем змею.
«Червяк, смотрите!!!»
«Да нет же, змея!»

Уползает змея, не любит шума. Где посуше – цветёт черника. У тропинки стоят крепкие грибы-сморчки. Вот он, лес Настеньки и Митраши. Вот он, «край непуганых птиц». А там где-то находится Слепая елань, и там непременно растёт сладкая трава-белоус, которую так хочется пятиклассникам попробовать на вкус.

Сказка-быль «Кладовая солнца» стремительно оживает на наших глазах. Вроде уже давненько изучали, а картины из произведения всё встают и встают перед глазами. А как выскочит сейчас вдруг лось??? Или прапраправнук «Серого помещика»?

Возвращаемся к автобусу. Ребята под впечатлением, на обратном пути листаем книгу «Тропа к Пришвину». Вспоминаем наперебой рассказы Ирины Геннадьевны.

«Вот он, лучший урок литературы, - думается мне. – Урок, который дороже и ценнее всех вместе взятых уроков литературы, проведённых в кабинете, пусть даже с применением проектора, компьютера или интерактивной доски…».

Бутусов Алексей Владимирович, учитель русского языка и литературы,
МОУ Красноткацкая СШ ЯМР,
руководитель местного отделения ЯРО АССУЛ

Фотоотчёт

Пришвинскими тропами, или необычный урок литературы
Пришвинскими тропами, или необычный урок литературы
Пришвинскими тропами, или необычный урок литературы
Пришвинскими тропами, или необычный урок литературы
Пришвинскими тропами, или необычный урок литературы

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2019 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»