ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

  • Главная
  • Регионы
  • ВЕНОК ПОБЕДЫ: МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Деятельность Ассоциации, Поэтическая летопись победы

ВЕНОК ПОБЕДЫ: МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

 

 

Сборник: скачать файл

Рецензия

на сборник литературных и методических материалов  «Венок Победы: Музыкально-поэтические страницы литературного краеведения»

(под общ. ред. Л.В. Дудовой и М.А. Соловьевой)

«Есть имена и есть такие даты, – Они нетленной сущности полны…» – в своем стихотворении Александр Трифонович Твардовский говорит, что о величии подвига тех, кто защитил Родину в годы Великой Отечественной войны, отдал свою жизнь за то, чтобы мы могли мирно жить сегодня, нужно помнить всегда. Наши школьники и их родители – внуки и правнуки героев войны, те, ради кого солдаты шли в бой.

Сборник «Венок Победы: Музыкально-поэтические страницы литературного краеведения», посвященный 75-летию Великой Победы, созданный членами Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (под общей редакцией Л.В.  Дудовой и М.А. Соловьевой) – одно из свидетельств благодарной памяти о героях войны. Он содержит материалы, предназначенные для широкой целевой аудитории, необходимые учителям, организаторам воспитательной работы, студентам педагогического вуза и, безусловно, ученикам и родителям. Сборник «Венок Победы» включает в себя тексты и фрагменты текстов произведений военных поэтов и писателей, научно-методические статьи и сценарии уроков и внеклассных мероприятий, историко-биографические очерки, т.е. достаточно разнообразный материал, который может быть использован и в работе образовательной организации, и в процессе самостоятельного (домашнего) чтения. Нам представляется чрезвычайно важным, что авторы публикаций, включенных в сборник, обращаются в своих статьях как к хорошо знакомым читательской аудитории произведениями (стихам и песням поэтов военных лет), так и к произведениям военной публицистики, письмам солдат, дневникам.

Статья председателя Ярославского регионального отделения, члена КС АССУЛ Соловьевой Марины Анатольевны «Культурный потенциал литературного краеведения: к 75-летиюВеликой Победы» становится эмоциональным зачином сборника. Сделанный автором обзор стихов военных поэтов может быть полезен учителям для организации занятий и создания сценариев литературно-музыкальных композиций. В статье подчеркнута роль краеведческой работы и разнообразие ее форм, а также вклад Ассоциации учителей литературы и русского языка в создание культурно-образовательной среды регионов РФ.

Статья профессора В.А. Доманского посвящена изучению особого социально-культурного феномена – периодики блокадного Ленинграда. Характеристика содержания и структуры ленинградских газет, обзор ряда публикаций, в том числе произведений блокадных поэтов, анализ творческой манеры некоторых ленинградских публицистов, представленные Валерием Анатольевичем Доманским, являются чрезвычайно ценным материалом, не просто включающим в рамки научного исследования очень мало изученную, однаконевероятно важную для наших современников и последующих поколений проблематику, но и показывающим, каким образом учитель может организовать работу с этими текстами.

В работе Л.А. Тропкиной (руководителя Волгоградского регионального отделения АССУЛ) и Л.Л. Кочергиной (учителя истории лицея № 5 им. Ю.А. Гагарина) «Памятные даты Сталинградского сражения» представлен сценарий выступления агитбригады, посвященный одной из важнейших страниц Великой Отечественной войны. Осмыслению учениками значимости события помогает, на наш взгляд, как серьезный подход составителей к подбору художественного материала (эмоционального, яркого, динамичного), так и внимание к содержанию исторических сведений и справок. Интеграция подобного рода является, по нашему мнению, весьма продуктивной.

  Сценарий урока русского языка «Письма Победы», представленный учителем русского языка и литературы ярославской школы № 69, кандидатом культурологии, доцентом кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО Натальей Витальевной Киселевой – яркий пример заинтересованного подхода преподавателя к обучению и патриотическому воспитанию школьников. Знакомство учеников с потрясающими человеческими документами – письмами с фронта, с характерами героев войны происходит в диалоге учителя с детьми и детей друг с другом. Такой урок, безусловно, оказывает серьезное воспитательное воздействие на личность.

Сценарий спектакля «Детская книга войны», составленный Т.В. Которовой (учителем русского языка и литературы гимназии № 64 имени В.А. Котельникова г. Липецка), знакомит учеников с трагедией и мужеством людей, испытавших ужас блокады Ленинграда. Дневники ленинградских девочек – Тани Савичевой, Тани Рудыковской, Гали Зимницкой, Люды Отс – свидетельства того, что довелось пережить героическому Ленинграду и его детям! И права Татьяна Васильевна Которова, цитируя составителей книги «Детская книга войны – Дневники 1941 – 1945»: эти дневники – «Война и мир» в ученической тетради…

Работа Н.В. Чечеткиной (учителя русского языка и литературы школы с. Чернава Липецкой области) знакомит с судьбой и творчеством поэта-фронтовика Павла Николаевича Шубина. Предложенные автором материалы не только свидетельствуют о глубочайшем уважении к личности героя, дают много новой эмоционально значимой информации, но и демонстрируют возможные варианты организации патриотической и краеведческой работы учащихся (создание школьного музея, проведение экскурсий, в том числе – уроков-экскурсий в школьном музее). Урок-исследование Н.В. Шумских (учителя русского языка и литературы школы с. Чернава Липецкой области), посвященный теме Родины в творчестве П.Н. Шубина, является весьма интересным образцом систематической работы педагога в области гражданского и эстетического воспитания.

Логично связана с предыдущими материалами работа С.В. Васильевой (учителя гимназии № 14 г. Улан-Удэ) «Так ковалась Победа» о творчестве народного писателя Бурятии ЖимбиеваЦыден-ЖапаАрсалановича. Знакомство с романом «Галмогойжэл» Ц-Ж.А. Жимбиева, обзор которого представлен в статье, открывает читателю новую страницу в осмыслении Великой Отечественной войны. Необходимость чтения и изучения литературы родного края, посвященной героям Великой Отечественной войны, подтверждается и в сочинении ученика С.В. Васильевой – Даниила Шадрина. Школьник в своем сочинении знакомит нас с Героем – командиром партизанской бригады капитаном Гуржапом Очировым.

Полагаем, что статьи и методические разработки, входящие в сборник «Венок Победы», станут настоящими помощниками учителей в организации деятельности учащихся.

Раздел сборника, в котором составители представили историко-биографические материалы для знакомства с судьбами писателей и поэтов военных лет, представляется нам весьма ценным. Подробные биографии, наполненные героическими деталями, обзоры творчества, аналитические разборы отдельных произведений, комментарии не просто делают личности поэтов и писателей интересными и близкими для читателей, но и помогают учителям в отборе и систематизировании материала, выборе форм работы с обучающимися, организации исследовательской деятельности. Важно также отметить, что круг авторов, представленных на страницах сборника, достаточно широк, подразумевает возможность выбора.

Полагаем, что рецензируемый сборник является актуальным пособием, которое может быть использовано в практике преподавания учителями русского языка литературы, в системе организации воспитательной работы и внеурочной деятельности школьников, в организации самостоятельного чтения.

 

Рецензию составила Н.В. Лукьянчикова, член Совета ЯРО АССУЛ, канд. филол. наук, доцент кафедры русской литературы «Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского», учитель русского языка и литературы школы № 3 им. О.В. Изотова г. Ярославля.

 

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»