ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

Деятельность регионов, Удмуртия

Жи-ши пиши через «и»

Учителя России решили бороться с неграмотностью

Жи-ши пиши через «и»

В России будут бороться с неграмотностью населения. В Кремле уже озабочены растущим в геометрической прогрессии числом необразованных граждан и предложили словесникам создать специальную Ассоциацию учителей русского языка и литературы. В объединение вошли 250 преподавателей-филологов со всей страны.

Что такое хорошо и что такое плохо

Для чего необходимо еще одно общество словесников, ведь и других немало? Об этом мы беседуем с членом координационного совета, председателем региональной ассоциации учителей русского языка и литературы Яниной Чиговской-Назаровой.

- Янина Александровна, в учредительном съезде приняли участие более 250 делегатов из 82 регионов страны. Завидное представительство. Неужели настолько острый вопрос?
- Более чем. Грамотность школьников и интерес к русскому языку и литературе катастрофически падают, это негативная тенденция.

- То есть вопрос политический?
- Я бы сказала патриотический. Во время заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» Владимир Путин выступил: в российском обществе нужно укреплять гражданскую идентичность. У нас действительно размыты эти представления, а невежество - не лучший союзник государства.

- По последним данным международного исследования PISA, по качеству чтения и пониманию текста Россия среди 65 стран заняла 41-е место, хотя еще недавно была на 27-м. Но еще 20 лет назад мы гордились, что наша страна самая читающая в мире!
- Но сегодня это не так, и учителя-словесники, как никто другой, встревожены.

- Итак, ассоциация создана. Что дальше?
- Дальше работа. В России сейчас около 100 разных объединений учителей-словесников. Они есть почти в каждом регионе и, конечно, останутся. Но реальные полномочия и право голоса при принятии важных решений будет, видимо, у нашей ассоциации. Уже состоялось избрание координационного совета и исполкома. Председателем совета стала Людмила Дудова, известный специалист в области школьного филологического образования, а исполком возглавил Роман Дощинский, председатель ассоциации учителей русского языка и литературы города Москвы. Роман Дощинский вошел в общественный совет при президенте, а Людмила Дудова - в координационный совет по работе над посланием президента по введению сочинения в школьную программу и комиссию по экспертизе учебников.

Кто придумал этот мир

- Если мы говорим о гражданском обществе, то достаточно ли принимать решения наверху, а всем остальным соглашаться? Смогут ли простые учителя на что-либо влиять?
- Конечно, в этом смысл ассоциации.

- Вот сейчас говорят о смене формата ЕГЭ, а учителей опять не спросили…
- Это всего лишь заявление министра Ливанова на основе подготовленного его министерством законопроекта. Не факт, что он пройдет утверждение. Наша ассоциация обязательно будет его обсуждать. Должно быть народное обсуждение таких вопросов, у нас не хватает таких обсуждений – не на уровне чиновников, а на уровне тех, кто этим занимается, - учителей. Я наблюдала, как вел себя чиновник на заседании координационного совета, он не слышал учителей. Должно быть сочинение – и все, потому что Путин так сказал. А что, если детей не готовили к сочинению? Нельзя же под козырек выполнять поручения. Нужно взвешенно относиться к этому.

Классика или свободная тема

- Янина Александровна, ходит много разговоров о сочинениях. Какова позиция ассоциации?
- Мы подготовили несколько базовых моделей, пока они являются основными. Разные категории экспертов уже высказали свои вопросы. Каким должен быть формат сочинений? Темы только классические или также «свободные»? Когда школьники должны писать сочинения? После десятого или одиннадцатого класса? Кто будет их проверять? И главное, будут ли вузы учитывать эти результаты при поступлении?

Учителя склоняются пока к осторожному использованию нововведения в аттестации школьников, в этом у нас разные взгляды с представителями администрации президента. Там хотят форсировать процесс, но не учитывают, что школьников к сдаче сочинений нужно готовить. К тому же сочинение может стать допуском к сдаче ЕГЭ и частью портфолио, а это уже серьезно.

- Вы имеете в виду «бонусы» в виде грамот и успехов ученика?
- Сегодня портфолио требуется по федеральному образовательному стандарту. Еще пару лет назад оно могло не предъявляться, но с 2015 года его наличие желательно. Сочинение в нем - весомый аргумент.

- Лишь в случае хорошей отметки?
- Мы предлагаем не выставлять отметки вообще, а оценивать сочинение по двум категориям - зачет или незачет. Для городских детей, особенно из лицеев и гимназий, написать письменную работу не составляет труда. А легко ли это сделать сельским ученикам? Для таких ребят форма оценки зачет-незачет более комфортна. Хотя и в ассоциации учителей нет единого мнения. Представители Москвы и Санкт-Петербурга за конкретные отметки. Предлагается также их вместе с темой сочинения включать в аттестат. Но это пока обсуждается. Высказываются такие точки зрения – например, грамотность не учитывать, а только лишь содержание. Тоже весьма спорно. Даже со ссылкой на то, что грамотность учтена в ЕГЭ по русскому языку.

- В споре рождается истина. Насколько быстро это произойдет в вопросе по сочинению?
- Надеюсь, что быстро. Мы оперативно связываемся между собой. Готовится к запуску сайт, где свое мнение сможет высказать любой учитель. Ждем мнений, ждем педагогов, надеемся на их активную позицию. 5 мая в 16.00 на кафедре русского языка ГГПИ будет заседание региональной ассоциации учителей-словесников, приглашаем к разговору заинтересованных людей. Приходите, вступайте в ассоциацию.

- В случае, если сочинение будет утверждено как форма аттестационного экзамена, сохранятся ли в прежней форме ЕГЭ по литературе и русскому языку?
- ЕГЭ сохранятся, а вот в какой форме, никто сказать не берется. Выступление министра образования в прессе о том, что будут изменены формы сдачи тестов, формальной основы под собой не имеют. Мое мнение, что из всех ЕГЭ по предметам экзамен по русскому языку наиболее адекватная форма оценки знаний ученика. А экзамен-сочинение – оценка уровня его глубоких знаний, которая пойдет в аттестат зрелости. Литература признана воспитывать – такое мнение в отечественной педагогике было всегда. И, я думаю, что государство правильно делает, обращая сегодня особое внимание на этот предмет.

Воспитывать патриотизм и гражданственность через литературу, сюжет, русский язык. Воспитывать трепетное отношение к культуре и традициям. В этой связи все предметы важны, но воспитывать гражданственность нужно с помощью языка и литературы, в первую очередь. Любить, знать русский язык – очень важно, и это должно идти из школы.

Ключевой вопрос

Сразу после съезда учителей премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об образовании Совета по русскому языку при правительстве РФ. Цель Совета – рассмотрение ключевых вопросов по государственной поддержке и развитию русского языка, выработке предложений по совершенствованию государственной политики в этой сфере.

Сочинения вернутся?

На Всероссийском литературном собрании Владимир Путин заявил, что приветствовал бы введение итогового сочинения в выпускных классах, а 12 декабря 2013 года в своем послании Федеральному собранию отметил, что результаты выпускных школьных сочинений должны учитываться при поступлении в вузы. Фактически это означало прямое поручение президента Министерству образования и науки РФ в ближайшее время создать концепции введения сочинения как формы государственной итоговой аттестации и предложить их для широкого общественного обсуждения. Реакция Министерства образования и науки РФ была мгновенной, тут же были созданы рабочие группы.

Какого цвета глаза лошади Вронского

Одной из бед современного школьного образования можно считать рассогласование по времени изучения знаковых событий. Например, роман Льва Толстого «Война и мир» проходят раньше, чем войну 1812 года в школьном курсе истории. Создание ассоциации поможет устранить нестыковки и синхронизировать преподавание литературы и истории. Особенно это важно в свете ЕГЭ, где уже можно не удивляться вопросу «Какого цвета глаза лошади Вронского?»
Но программа – еще не самая большая беда, говорят учителя.

- Мы пытаемся убеждать чиновников в том, что уменьшение количества часов на изучение русского языка и литературы это в общем-то вопрос государственной безопасности, - считает Роман Дощинский, председатель ассоциации.

Картина Репина «Не ждали»

Экспертиза учебников – еще одна задача ассоциации. По мнению чиновников, учебников слишком много. Не хотят ли таким образом внести распри в сообщество учителей?

- О единой концепции учебника по русскому языку или подготовке такого учебника речь не идет, - говорит Янина Чиговская-Назарова. - Хотя, безусловно, 250 книг по русскому языку, литературе и литературному чтению, которые входят в перечень, это слишком много.

Некоторые учителя используют не рекомендованные пособия. Это не значит, что они плохие, просто не могут попасть в список, этим вопросом мы тоже будем заниматься. Скоро будет создан федеральный перечень учебной литературы, до его введения осталось три года. А потом тех, кто работает не по тем учебникам, прокуратура с полным правом сможет наказывать.

Как это работает

- Ситуация с нашими предметами плачевная. Идет уменьшение количества часов по изучению русского языка, а насколько вопрос языка важен, мы можем судить по ситуации на Украине, - считает председатель региональной ассоциации учителей-словесников Янина Чиговская-Назарова.

К тому же ассоциация имеет право участвовать в грантовой политике, отправлять учителей и учеников на фестивали, конкурсы.

- Какие в России есть интересные учителя! Слушаешь и понимаешь, насколько полезен их опыт. С гордостью могу сказать, что и наш опыт заинтересовал организаторов. Вскоре несколько преподавателей из Глазова отправятся в Крым для обучения там педагогов методике преподавания русского языка и литературы.

Учителя должны перестать бояться отстаивать свои интересы перед властью, а власть должна позаботиться о выработке единой методологии преподавания русского языка и литературы в школе.

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»