ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

  • Главная
  • Регионы
  • Томск
  • Региональная конференция «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы»

Деятельность регионов, Томск

Региональная конференция «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы»

26 августа 2015 года в Томске состоялась региональная конференция "Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы".

Организатором конференции выступило региональное отделение ООО «АССУЛ» и кафедра гуманитарного образования ТОИПКРО.

На конференцию прибыл 71 участник из 6 муниципалитетов Томской области. В её работе приняли участие учителя, заместители директоров общеобразовательных учреждений, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, специалисты по методике преподавания русского языка и литературы, сотрудники методических служб Томской области.
Оргкомитет конференции получил 42 заявки. С докладами и сообщениями выступил 41 человек.
Участники конференции в своих докладах и выступлениях как первоочередную задачу, стоящую сегодня перед учителями-словесниками, определили совершенствование форм преподавания русского языка и литературы в современной школе. В то же время было отмечено, что некоторые наметившиеся тенденции реформирования филологического образования в школе вызывают тревогу и озабоченность педагогического сообщества. Прежде всего речь идет о судьбе учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература», которые в связи с принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) утратили свою самостоятельность, что не может не сказаться на качестве филологического образования школьников. Участники конференции выразили серьезную обеспокоенность тем, что в современной школе в условиях реформирования гуманитарного образования исчезает общественный смысл преподавания литературы, утрачивается понимание национальных задач, стоящих перед учителем-словесником: литература перестает восприниматься как носитель национального исторического и культурного кода, как энциклопедия национальной жизни.

Участники конференции пришли к выводу, что для повышения внешней и внутренней мотивации учащихся при изучении русского языка необходимо:

  • привносить элемент новизны на уроках;
  • активнее использовать современные образовательные технологии на уроках русского языка.

По итогам работы участники конференции приняли следующие решения:

1. Констатировать, что филологическое образование, изучение русского языка и литературы в школе являются важнейшим и определяющим условием

  • становления личности юного человека и его социализации,
  • формирования нравственной и гражданской позиции,
  • формирования целостной картины мира,
  • развития творческих и интеллектуальных способностей.

2. Поддержать введение итогового сочинения как формы государственной аттестации по литературе. В связи с этим участники конференции, обращаясь к Министерству образования РФ, научной и педагогической общественности, представителям системы педагогического образования, экспертному сообществу, считают необходимым:

  • провести развернутый анализ итогов сочинения 2014-2015 учебного года;
  • более чётко определить междисциплинарный статус Итогового сочинения, соотнеся его с сочинениями как компонентами ЕГЭ по литературе и русскому языку, истории, обществознания и другим предметам;
  • считать нецелесообразным рассмотрение сочинения исключительно как учебного упражнения в жанре сочинения-рассуждения;
  • считать, что критериальный оценочный ряд Итогового сочинения требует оперативной переработки и разграничения его с требованиями к другим форматам письменных работ (реализуемых в рамках ГИА);
  • обобщить опыт разработки и реализации междисциплинарных программ, проектируемых в рамках ФГОС, как инструмента развития культуры чтения и письменного размышления о прочитанном;
  • инициировать разработку учебного пособия для начинающих педагогов «Методика обучения сочинению. Русский язык и литература»;
  • разрабатывать и внедрять методику внутришкольного комплексного анализа качества сочинений, адресованного всем участникам образовательного процесса, с целью организации взаимодействия учащихся, родителей и педагогов в процессе освоения школьного сочинения и развития письменной речи учащихся;
  • разработать комплексную систему поэтапной подготовки педагогов к работе с сочинением, шире использовать отечественный и мировой опыт развития письменной речи учащихся. Считать целесообразным разработку модульных программ для всех категорий педагогических работников, связанных с развитием у учащихся культуры работы (чтения и порождения) текстов в образовательном процессе.

3. Констатировать, что снижение качества школьной подготовки по русскому языку и литературе в целом обусловлено

  • уменьшением количества учебных часов, отведенных на изучение русского языка и литературы;
  • перегруженностью классов.

4. Настаивать на необходимости

  • повышения государственного статуса учителя;
  • признания того, что учитель выполняет важнейшую общегосударственную задачу формирования духовного и нравственного облика гражданина России, которому предстоит решать задачи инновационного характера;
  • организационно и финансово стимулировать действительный профессиональный рост учителя, его творческую самореализацию, в частности, способствовать публикации работ, отражающих результаты профессиональной деятельности педагога;
  • создавать условия для научного роста талантливых учителей, подготовки ими квалификационных учебно-методических, научных работ, защиты диссертаций;
  • разрабатывать на базе школ совместные образовательные проекты школы и вуза, способствующие не только сохранению единого образовательного пространства, но и профессиональному росту учителя.

5. Конференция поручает организационному комитету:

  • опубликовать Резолюцию конференции на сайте ТОИПКРО, подготовить Материалы конференции к публикации в печатном виде.

Результаты голосования за Резолюцию: За – 71 человек. Воздержалось -0 . Против - 0.

Фотоотчёт

и ниже номер и наименование Галереи

Региональная конференция «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы»
Региональная конференция «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы»
Региональная конференция «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы»
Региональная конференция «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы»
Региональная конференция «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы»

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»