ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

Деятельность регионов, Республика Алтай

Отчет о работе регионального отделения АССУЛ Республики Алтай за 2015 год

В 2015 году проведено 3 заседания регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы» Республики Алтай (Ассоциация),

обсуждались актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы, развитие речевой и читательской культуры, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, проект Концепция преподавания русского языка и литературы и др.

В Республике Алтай учителей русского языка и литературы – 453. Все имеют высшее образование. Средний возраст составляет 45 лет.

В республике разработаны и реализуются дополнительные меры по привлечению учителей русского языка в отдалённые районы, действует программа «Жильё молодому специалисту» для педагогов, не достигших 35 лет. Для молодых специалистов в отдалённых районах республики (Усть-Канский, Кош-Агачский, Улаганский) выплачиваются подъёмные.

Педагоги имеют возможность повысить свою квалификацию в образовательных организациях Республики Алтай: в БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Республики Алтай, в бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Алтай «Горно-Алтайский педагогический колледж»; в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет»; бюджетном учреждении Республики Алтай «Республиканский центр оценки качества образования».

Для учителей русского языка в БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» проводятся в течение года трое курсов в очной форме. Филологи имеют возможность пройти обучение в заочной (дистанционной) форме по темам: «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по русскому языку и литературе», «Организация урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в рамках реализации ФГОС ООО» и др.

В Республике Алтай действует ресурсные центры: регионального уровня - 45, муниципального уровня – 10. Педагоги русского языка и литературы имеют возможность повысить свой образовательный уровень на стажировочных площадках: в г. Горно-Алтайске, БОУ «Республиканский классический лицей», БОУ РА «Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса», в Чойском, Майминском, Шебалинском районах. Посещают стажировочные площадки Алтайского края: в Барнауле, Бийске (в рамках реализации дополнительных программ на базе инновационных образовательных организаций).

Члены Ассоциации обучаются (дистанционно) на сайтах «Первое сентября», Центр образования «Уникум» по программам «Эксперт ЕГЭ», где рассматриваются вопросы изучения русского языка и литературы в школе.

Участие в работе семинаров способствует повышению профессиональных компетенций педагогов русского языка и литературы. В 2015 году в БОУ «ИПКиППРО РА» были организованы семинары по методике подготовки к ЕГЭ и ОГЭ: «Совершенствование деятельности учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ»; «ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку: рекомендации по подготовке выпускников к итоговой аттестации», «Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему», «Изменение в структуре ЕГЭ и ОГЭ в 2016 году» и др.

Представителями издательских центров «Просвещение», «Мнемозина», «Вентана-Граф», «Дрофа» проведены семинары по ознакомлению учителей русского языка с особенностями новых учебно-методических комплектов (в 2015 году обучено 75 человек).

Организованы видеоконференции по теме «Подготовка экспертов комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в 2016 учебном году» (октябрь), «Методическое сопровождение подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку» (декабрь).

В целях проведения мониторинга ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку БОУ «ИПКиППРО РА» совместно с муниципальными методическими службами разработан проект «Научно-методическое сопровождение педагогов по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку». Комплекс мероприятий в рамках данного проекта включает: изучение нормативно-правовой базы единого государственного экзамена, анализ типичных затруднений обучающихся при подготовке к ГИА, выстраивание работы по распространению положительного опыта в подготовке к ГИА и др.

Участие педагогов в межкурсовых научно-практических конференциях способствует диссеминации передового педагогического опыта. В 2015 году организованы НПК по темам:

  • «Самообразование педагога: формы, методы, приёмы» (8 апреля 2015) – 28 чел.
  • «Современные подходы к оценке достижений школьников» - 20 чел.
  • научно-методическая конференция «Этнокультурное образование: теоретические и методические аспекты», (посвящённая 90-летию Н.Н. Суразаковой) - 25 чел.

Наряду с традиционными формами (курсы, семинары, конференции, круглые столы, педагогические выставки) успешно апробирована новая, альтернативная форма повышения квалификации – обучающие вебинары.

В 2015 году организованы вебинары БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Республики Алтай»; Федеральным государственным бюджетным образовательном учреждении высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет»; БУ РА «Республиканский центр оценки качества образования».

Профессиональному росту учителей способствует участие в конкурсах профессионального мастерства. В течение 2014-2015гг. члена Ассоциации участвовали в республиканских заочных конкурсах, организованных БОУ «ИПКиППРО РА:

  • Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (30 чел.),
  • «Поистине мир и велик и чудесен!» (13 чел.),
  • «Урок-проект по литературе с этнокультурной составляющей» (11 чел.),
  • «Из методической лаборатории учителя» (33 чел.),
  • «Опыт подготовки к итоговой аттестации по русскому языку» (11 чел.),
  • «Медиаурок – новые образовательные возможности» февраль-ноябрь (14 чел.),
  • Году Литературы посвящается …(Сценарий литературного вечера) (7 чел.)

В Международной ярмарке социально-педагогических инноваций в 2015 г. приняли участие 25 участников Ассоциации учителей русского языка и литературы.

В Республике Алтай в образовательных организациях проведены мероприятия, посвящённые Году литературы (выставки, конкурсы, фестивали, викторины, вечера, литературно-музыкальные композиции и др.).

Педагоги-филологи Республики Алтай помимо Ассоциации учителей русского языка и литературы участвуют в других профессиональных объединениях: «Ассоциация молодых педагогов», Региональное учебно-методическое объединение по общему образованию Республики Алтай, «Союз учителей Республики Алтай».

«Ассоциация молодых педагогов» создана в 2014 году на базе БОУ «ИПКиППРО РА», в её составе - 10 учителей русского языка. Цель создания профессиональных объединений педагогов - популяризация молодёжного педагогического движения, привлечение талантливой молодёжи в систему образования Республики Алтай, поддержка молодых педагогов путём организации методической, психологической, информационной поддержки.

В 2015 году создано Региональное учебно-методическое объединение по общему образованию Республики Алтай (РУМО). На заседаниях РУМО обсуждаются вопросы: использование учебно-методических комплектов, обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения рабочих программ по русскому языку и литературе, формирование и развитие языковой культуры в школе, реализация региональной Концепции этнокультурного образования в Республике Алтай.

В «Союз учителей Республики Алтай» (создан в 2015 году) входят директора школ, учителя – предметники (в том числе и представители Ассоциации учителей русского языка и литературы). Цель создания организации - оказание своевременной методической помощи педагогам.

В целях совершенствования профессионального мастерства учителей в общеобразовательных организациях созданы школьные методические объединения учителей русского языка. В муниципалитетах действуют районные методические объединения. На заседаниях методических объединений члены Ассоциации:
- презентуют свой передовой педагогический опыт;
- разрабатывают единые требования и критерии оценивания уровня освоения обучающимися образовательных программ по предмету «Русский язык»;
- знакомятся с инновационными технологиями;
- планируют и организуют проведение предметных недель, смотров, фестивалей, олимпиад, конкурсов по русскому языку;
- обсуждает вопросы состояния внеклассной работы по предмету.

В Республике Алтай реализуется комплекс мер на 2016-2020 годы по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и русской литературы, учителей алтайского и казахского языков и литературы Республики Алтай, разработанный рабочей группой, созданной при Министерстве образования и науки Республики Алтай:
- с 2014 года проводятся мероприятия по празднованию Дня русского языка (выставки, конкурсы о роли родного языка, фестивали и другие мероприятия);
- ежегодно организуется республиканский фестиваль «Учительская весна»;
- проводится Всероссийская олимпиада для школьников по русскому языку;
- организуется участие учащихся в международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», в конкурсе «Живая классика»;
- рассматриваются вопросы языковой и читательской культуры на республиканских конференциях;
- публикуются материалы в СМИ о лучших учителях русского языка и литературы, творческие работы учителей.

Учителя русского языка приняли участие в опросе по проблемам развития русского языка в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык как государственный» (Федеральный оператор опроса - НОЧУ ВПО Национальный институт «Высшая школа управления») (участвовало 100 человек).

Члены Ассоциации учителей русского языка и литературы Республики Алтай принимают участие в поддержке общественных проектов, направленных на формирование интереса к изучению русского языка:
18 апреля 2015 года обучающиеся и педагоги Республики Алтай приняли участие в Международной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант» (200 чел.).
В Республике Алтай проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня речевой культуры, мотивации к изучению русского языка:

- конкурсы сочинений, посвященные 70-летию Великой Отечественной войны (в 148 образовательных организациях);

- интернет-тестирование по русскому языку для обучающихся 9, 11 классов (180 человек);

- конкурсы плакатов в поддержку русского языка, за чистоту речи (в Чойском, Онгудайском районах);

- круглые столы по вопросам культуры речи (в Улаганском, Майминском, Турочакском, Шебалинском районах, в г. Горно-Алтайске);

- научные общества ученических проектов по русскому языку на школьном, муниципальном и региональном уровнях (в 11 муниципалитетах);

- Всероссийский конкурс сочинений;

- Всероссийская олимпиада для школьников по русскому языку;

- международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»,

- конкурс «Живая классика».

Ежегодно педагоги-филологи участвуют в конкурсе лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на получение денежного поощрения. Победителей среди учителей русского языка и литературы в ПНПО с 2006 года по 2015 год - 38 человек: федерального уровня – 22, регионального - 16 человек.

Одним из показателей качества преподавания русского языка являются результаты единого государственного экзамена. В Республике Алтай прослеживается положительная динамика результатов единого государственного экзамена по русскому языку в сравнении с предыдущими годами.

Ошлыкова Валентина Ивановна,
Председатель регионального отделения
Общероссийской общественной организации
«Ассоциация учителей русского языка и литературы»
Республики Алтай

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2019 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»