ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

"Пушкинский диктант" регистрация

Деятельность регионов, Москва

Словарная эстафета в колледже «Царицыно» 2018

Лицарева А. Ф.

 

День словарей и энциклопедий – дань памяти В. И. Даля и знак возрастающей роли словарей — наших лоцманов и маяков в ширящемся океане информации. Без словарей человечеству так же не выжить, как и без слов.

Если человек — существо словесное, то, значит, и словарное
Михаил Наумович Эпштейн, филолог

 

В день рождения В. И. Даля в России традиционно отмечается праздник русской словесности – День словарей и энциклопедий. Преподаватели кафедры общеобразовательных дисциплин колледжа «Царицыно» (зав. кафедрой Клюева И. В.) 22 ноября традиционно проводят Словарную эстафету, посвящённую этому празднику, привлекают к мероприятию педагогов с других кафедр. 22 ноября 2018 г. не стало исключением. В этот день студенты колледжа работали и с бумажными словарями, и с их электронными аналогами.

Группы 18Т-02 и 18МР-04 на занятиях русского языка и литературы у Фоновой Н. Ф. вспомнили виды словарей, активно пользовались онлайн-словарём В.И. Даля для выполнения работы на заданную преподавателем тематику. Студенты группы 18МР-04 Александр Захаров и Ксения Трубникова прочли стихотворения об этих незаменимых в учебном процессе книгах. Иван Голубев и Никита Маркелов, студенты группы 18Т-02д, рассказали одногруппникам историю возникновения буквы «мягкий знак» в русском алфавите.

На занятиях ЛицаревойА. Ф. группа 19ГД-03 работала с порталом «Словарь.Ру», особенно запомнились обучающимся «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира
Ивановича Даля и «Словарь славянских древностей».

Счастливцев М.В. рассказал студентам и первого, второго, и старших курсов об истории праздника, о значимых для изучения истории, общественных и правовых дисциплин словарях и энциклопедиях. Особый интерес ребят вызвала Словарная эстафета, в которой им предлагалось определить изначальное значение слов, к которым они привыкли, и, наоборот, по значению назвать слова.

С. В. Новиковой было проведено занятие с группой ОП-118Д, в ходе которого ребята познакомились с понятием "словарь", видами словарей, информацией, которая в них содержится.

В отделении управления и информационных технологий в мероприятии приняли активное участие студенты группы 3П-11 и 2АП-11, изучающие правовые дисциплины. Преподаватель Бужинец Н.Н. ознакомила студентов с известными юридическими словарями и юридическими дефинициями. Для повышения интереса к правовым дисциплинам, развития способностей студентов, необходимо применять разнообразные методы обучения. Так, в ходе изучения правовых дисциплин для студентов всех специальностей педагог использует юридические и лингвистические словари. Успешное изучение права невозможно без развития познавательного интереса учащихся к предмету. А это требует ярких фактов и использование активных форм, в том числе использование не только учебников, нормативных правовых актов, а также юридических и лингвистических словарей.

Абулхатина Е.М. на своих занятиях затронула тему «Словарь и современность». Студенты 1 и 2 курсов (АП1-1, СА1-1, ИНФ1-1, АП2-1) подготовили материал и рассказали о словаре математических терминов. Обучающиеся по специальности «Авиационные приборы и комплексы» по традиции познакомили будущих техников со словарями авиационных терминов, такими, как Большой англо-русский и русско-английский авиационный словарь, Практический русско-китайский и китайско-русский словарь авиационных терминов, Русский словарь авиационных терминов Н.М. Боргеста определяет обозначение терминов в российской авиации. Вспомнили и о том, что, по словам министра просвещения Ольги Васильевой, многие люди часто обращаются к словарям как важному источнику знаний для разрешения языковых затруднений. Учитывая современное развитие цифровой культуры, словарь – это еще и органичная часть современности, которая может оказаться в каждом смартфоне, помогая грамотному и культурному человеку ориентироваться в повседневности и исторической реальности.

Преподаватели математики Маштакова Р. А. и Яковец Е. Е. познакомили студентов первого курса групп КСК-118, ТП-118, ОП-118д и ИСП-118 с энциклопедиями по математике и дополнительной к учебникам 10-11 класса литературой по алгебре и геометрии. Учащимся было предложено самостоятельно просмотреть данную литературу, выбрать материал, который покажется им интересным, и по заинтересовавшей их теме подготовить небольшой доклад для выступления перед своей группой. Многие учащиеся тут же заинтересовались. Ими были выбраны такие темы, как «Комплексные числа и электротехника», «Фракталы», «Математика и кристаллография», «Как определить значение квадратного корня», «Старинные системы записи чисел», «Вычислительные машины – что это такое?» и др. Сами учащиеся отметили, что работа с энциклопедиями делает науку математику более живой и интересной.

На занятиях физики и химии Е. В. Першуниной ребята познакомились с Физическими и Химическими энциклопедическими словарями. И в бумажном, и в электронном виде они были продемонстрированы на слайдах. Студенты подготовили доклад про историю возникновения и правила использования энциклопедических словарей по физике и химии.
Энциклопедии – наши добрые помощники и друзья. В связи с этим библиотеке отделения управления и информационных технологий была представлена выставка словарей, энциклопедий и справочных изданий, а студенты групп ИС1-1д, СА2-2, АП2-1 и СА1-1 под руководством преподавателей Косяковой Л. Ю. и Логинова Я. С. приняли участие в мастер-классе «Умеете ли вы пользоваться словарями?», подготовленном сотрудниками библиотеки ОУИТ.
На занятии по дисциплине «Русский язык» в политехническом отделении в группах КСК–118 и КСК (д)-118 Головняк М. В. показала студентам 1 том «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля, на составление которого ушло 53 года. Ребятам было предложено прочитать некоторые слова с буквой ѣ , Благодаря сохранённому историческому написанию студенты узнали элементы исторической грамматики: с упразднением ятя стали омонимами многие слова от разных корней с «е» и «ѣ»: ѣсть («принимать пищу») и есть (ед. ч. 3-е лицо глагола «быть»), лечу (по воздуху) и лѣчу (людей), синѣ́е и си́нее, вѣ́дѣніе и веде́ніе, и т. п.; частично эти совпадения в современном русском языке компенсируются расстановкой ударений и точек над «ё»: всѣ «все» — все «всё»; студенты увидели букву «Ъ» на конце слова: бѣжал заяц отъ собак в конуру.

Ульяновская О. А. провела Словарную эстафету в группах ПКД-28, ГД-07, ГД-09, ГД-122. Студенты разобрались, в чем отличие энциклопедии от словаря и справочника, учились работать с разными видами информации. Зачитали много интересных фактов, описаний и определений терминов, которые пригодятся им как специалистам. Мероприятие прошло с большим воодушевлением и интересом.

В рамках всероссийского Дня словаря кафедрой иностранных языков был проведен ряд мероприятий:
1. Выставка словарей и энциклопедий в кабинете 207.
2. Презентация на тему: День словарей. История и вклад В. И. Даля в становление словарного дела в России (подготовили студенты СТП 217 и КСК 118Д). Под руководством преподавателя английского языка Маматкуловой А.Б. в мероприятиях принимали участие студенты 1-х курсов (КСК118д, СТП 118, ОП 118Д, Р118). Обсуждали лекцию на английском языке. Подготовили презентацию на тему: «День словарей». Прошли тест на определение словарного запаса на http://ingvarr.net.ru/tests/.
Благодаря проведённым тематическим мероприятиям, студентам стало понятно, что словарь – это не просто книга, словари – наши помощники.

Библиотеки ОГРБ и ОУИТ приняли участие в праздновании Дня словаря и включились в Словарную эстафету колледжа. Были оформлены книжные выставки. В фойе 1 этажа ОГРБ можно было посмотреть две презентации, посвящённые Дню словаря. А в библиотеке ОГРБ после показа видеосюжета о В.И. Дале Шубёнкина И.И. и Доброславская Г.И. провели квест «Найдутся нужные слова» для студентов групп ГД-07, ГД-08 и ГД-09. Также студенты приняли участие в разгадывании кроссворда «Неологизмы XXI века» и в викторине «Пословицы и поговорки».

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2019 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»