ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

Деятельность регионов, Москва

Словарная эстафета в колледже «Царицыно» 2017

Второй год подряд в колледже «Царицыно» по инициативе кафедры общеобразовательных дисциплин (зав. кафедрой И. В. Клюева) 22 ноября проводится словарная эстафета, по сути, ставшая гимном словарю. Это мероприятие напоминает, что лишней грамотность не будет никогда.

В библиотеках всех отделений колледжа «Царицыно» 21–24 ноября были оформлены выставки, посвящённые самым разнообразным словарям и энциклопедиям, которые могут пригодиться студентам и преподавателям. Сотрудники библиотек Г. П. Корниенко, И. И. Шубёнкина проводили у выставок беседы, обзоры, мини-викторины. А Васильченко Л. А. (ОП) провела библиотечные занятия в группах ОП-117, ТП-216, Р-117, Р-216, КСК-117.

К Словарной эстафете присоединились и студенты, изучающие дисциплину «Технология учебного труда» в ОГРБ (преподаватель Клюева И.В.). Будущие специалисты в области поварского и кондитерского дела (ПКД-18), гостиничного дела (ГД-14), организации обслуживания в общественном питании (МР-19) рассказывали о словарях, которые имеются в их домашней библиотеке, делились опытом работы с ними. У ребят была возможность полистать лингвистический словарь, словарь XI-XVII вв., словарь юного филолога, профессиональный словарь студентов колледжа «Царицыно» и послушать интересные сообщения однокурсников об особенностях работы со СЛОВОМ.

В День словаря на занятиях по дисциплинам «Проектно-исследовательская деятельность» под руководством Доброславской Г. И. проводилась работа со специальными справочниками, словарями, энциклопедиями в процессе написания введения к тренировочной дипломной работе. На занятиях по «Индивидуальному проекту» студенты расширяли свой словарный запас и работали с понятийным аппаратом.

На занятии по литературе в группе ТП-117 преподаватель русского языка и литературы Головняк М. В. рассказала о Владимире Дале, создателе самого популярного словаря в России. Студенты познакомились со словарными статьями из этой.

На занятиях Ульяновской О. А. студенты узнали, что означают их имена, а также какие сведения можно почерпнуть из словарей и энциклопедий, о самих энциклопедистах. Узнали они и что такое «Математическая логика», кто такой Томас Мальтус и о теории мальтузианства, о теории структурализма, где находится Тверская ямская слобода в Москве, что такое «Разгуляй». Был использован справочный материал кабинета гуманитарных дисциплин.

Зеленина Т. В. с группами Т-123, Т-149 провела две викторины по фразеологическим оборотам с использованием фразеологического словаря. Были показаны презентация об истории Дня словаря, видах словарей, приводились исторические факты.

На занятиях с Балашовой А. Ф. студенты работали со словарями, в т. ч. самым большим в мире словарём диалектизмов – Архангельским областным словарём. После повторения сведений о различиях говоров послушали записанную в диалектологической экспедиции МГУ сказку и отметили диалектные особенности речи рассказчицы – Ильиной Анны Федоровны.

Студенты 1 и 2 курсов ОУИТ под руководством Абулхатиной Е. М. приняли участие в Эстафете словарей, выбрали словарь математических терминов. Студенты 1 курса специальности «Авиационные приборы и комплексы» познакомили остальных участников эстафеты с Авиационным словарем терминов, о существовании которого многие и не подозревали. В соответствии со своей будущей профессией обучающиеся по специальности «Программирование в компьютерных системах» рассказали о Словаре компьютерных терминов и подошли к работе творчески. Каждый выбрал термин из этого словаря, начинающийся на букву его фамилии. Таким образом, был составлен свой словарь, авторами которого стала вся группа.

Студенты групп ТП-216, СТП-117 вместе со своими преподавателями Куниловой О. В. и Федотовой О. Б. совершили увлекательное погружение в «мир словарей и энциклопедий». Они не только узнали о разных типах словарей и поработали с ними, но и с воодушевлением потрудились над пополнением своего словарного запаса.

Студенты 1 и 2 курсов (1ИС-11, ЗИО2-2д, ЗИО1-2д, П2-1) на занятиях, проводимых Самариной Н. А., познакомились с различными видами лингвистических и энциклопедических словарей. С большим интересом студенты сравнивали словарные статьи из словарей В. И. Даля и С. И. Ожегова, полистали энциклопедии по литературе, а в заключение пришли к выводу, что если человек – существо словесное, то, значит, и словарное!

В организации мероприятия в ОУИТ также участвовали преподаватель русского языка и культуры речи Косякова Л. Ю. и ученики группы 1АП-11 Ахмеров Д. О, Балабанов В. В., Зорин Д. А., Коломеченко Д. А., Малкин Н. А., Юрьев И. Д. Этот день принёс много радостных и красочных впечатлений от каждой посещённой группы. Во время проводимой эстафеты принимали участие не только учащиеся, но и преподаватели.

Хатзипетру О. С. посвятила время общим вопросам ликбеза: кто такой В. И. Даль, чем его словарь уникален, почему День словаря празднуют 22 ноября, какие словари наиболее известны и т. д. Преподаватель подготовил опросник и разделил студентов на подгруппы, чтобы был соревновательный момент. Потом Ольга Сергеевна рассказала о проектных словарях и предложила ребятам придумать такой пока ещё несуществующий словарь. Они должны были придумать содержание, поисковую систему и потом презентовать свой словарь, рассказав, кто, по их мнению, мог бы им воспользоваться. Одна команда предложила создать словарь цветов и оттенков и словарь добрых слов, а вторая – словарь эмоций и словарь национальных блюд.
На уроке английского языка под руководством Хомякова А. В. ребята групп Т-128 и Т-149 поучаствовали в викторине, в ходе которой узнали больше о том, какие существуют словари, как правильно ими пользоваться, а также упражнялись действовать в команде. Кто сказал, что пользоваться словарём – скучно?

Полтева В. С. накануне Дня словаря попросила ребят найти дома словари английского языка и принести их на занятие. В группах ГД-02, ГД-03 и МР-07 в начале пары был проведен опрос на тему «Какие словари бывают?». Затем я познакомила ребят с разновидностями иностранных словарей. Студенты участвовали в игре с целью узнать, как правильно пользоваться бумажным словарем, так как в наш высокотехнологичный век большей популярностью из-за легкодоступности пользуются электронные словари, как онлайн, так и в виде приложений, и не так часто в руках держат бумажные словари. Студенты тренировались находить значения английского слова по теме занятия в своих словарях правильно. Это занятие всем понравилось, ведь современному поколению так не хватает общения с бумажной книгой.

Обращайтесь к словарям! Они помогут и расскажут! В нашем мире невозможно выжить без информации и без словарей, которые как маяки ведут за собой, освещая путь. Надеемся в следующем году на продолжение этой Словарной эстафеты и расширение круга ее участников.

Итак, слава словарям и энциклопедиям!

Балашова А. Ф.

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2019 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»