ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

Деятельность регионов, Москва

Итоги московского тура конкурса «Словарная столица России 2106 г.»

Общероссийский конкурс общешкольных словарных проектов «Словарная столица России 2106 г.» проходит в рамках проекта «Всероссийский словарный марафон», поддержанного грантом Президента РФ и обществом «Знание» России.

Проект «Всероссийский словарный марафон» является продолжением проекта «Со словарями по жизни», проходившего в 2014-2015 гг.

Весь проект и, в частности, конкурс «Словарная столица России 2016 г.», посвящен актуализации проблемы формирования культуры работы со словарями, выявлению и популяризации наиболее эффективных и современных форм работы со словарями как в учебной работе, так и во внеучебной деятельности. По положению о конкурсе проекты должны были быть коллективными, охватывать как можно больше участников (учителей разных предметов, учащихся разных классов, родителей).

На конкурс было прислано около 50 работ из крупных городов России (Волгоград, Иваново, Москва, Мурманск, Пермь, Рязани, Санкт-Петербург, Ульяновск, Ухта); из городов разных республик Российской Федерации (Магас (Ингушетия), Казань (Татарстан), Симферополь (Крым)), а также небольших областных городов, сел и деревень России (г. Кохма Ивановской обл., г. Кандалакша Мурманской обл., с. Яксарка Ямало-Ненецкого округа, г. Котельники и Дзержинский Московской обл., д. Новощапово Клинского р-на Московской обл.).

29 апреля в Московском музее образования состоялся финал московского тур конкурса. От образовательных организаций г. Москвы и Московской области было подано более 20 заявок на участие в конкурсе «Словарная столица России 2016 г.», готовые материалы поступили на отборочный тур из 18 школ. Членами жюри в ходе анализа работ было определен список финалистов московского тура: ими стали команды 11 школ Москвы (№№ 979, 1164, 1234, 1236, 1357, 1359, 1563, 1568, 1900) и Московской области (Гимназия № 5 г.о. Дзержинский, СОШ № 3 г.о. Котельники). Выступления финалистов московского тура и стали главным содержанием встречи, состоявшейся 29 апреля в Московском музее образования. Задачей выступающих было как можно более полно и увлекательно рассказать о работе над проектом и об основных результатах, продуктах проекта. Время для каждой команды было ограничено.

Авторитетное жюри, в состав которого вошли известные ученые и члены Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», отметило общую познавательную и социальную направленность проектов, их конструктивный характер, неподдельный интерес к ним собравшихся участников, оригинальность и зрелищность представления многих из них.

Охарактеризуем кратко проекты-победители московского тура конкурса «Словарная столица России 2016 г.».

Проект ГБОУ г. Москвы «Школа с углублённым изучением иностранных языков № 1900» «Словарный городок» представляли учащиеся первых и третьих классов. Они рассказали о создании в процессе подготовки проекта «Орфографического  словаря для первоклассников», «Словаря фразеологизмов», об отдельной книге, посвященной античным фразеологизмам. Ярко, артистично, в стихотворной форме проиллюстрировали познавательный процесс, связанный с узнаванием  информации о слове, демонстрировали формы работы со словарями в начальной школе.

Проект ГБОУ г. Москвы «Школа с углублённым изучением иностранных языков № 1900» «Словарный городок»

Проект ГБОУ г. Москвы «Школа с углублённым изучением иностранных языков № 1900» «Словарный городок»

Яркой социальной направленностью отличался проект ГБОУ г. Москвы «Школа № 979»  «Всегда на пользу! Всегда к месту!», показавший, что у работы со словарями могут быть волонтеры, и такая деятельность имеет свой замечательный результат.  Школа предложила актуальные для современных школьников формы работы со словарями: инфографику, интерактивный плакат; продемонстрировали необычный для школы опыт составления конкорданса (конкорданс – словарь-перечень контекстов употребления слов). Таким образом составлен словарь эпитетов поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Проект ГБОУ г. Москвы «Школа № 979» «Всегда на пользу! Всегда к месту!»

Богатство и разнообразие материалов о слове показала МБОУ «Гимназия № 5» г.о. Дзержинский Московской обл. в проекте «Энциклопедия одного слова», или «Золотая роза из  «драгоценных пылинок слов». Была представлена технология работы со словом в процессе составления его энциклопедии на основе работы со словарями. 

МБОУ «Гимназия № 5» г.о. Дзержинский Московской обл. в проекте «Энциклопедия одного слова», или «Золотая роза из  «драгоценных пылинок слов»

Духовный смысл русской азбуки выявляла МБОУ «Котельниковская СОШ № 3» г.о. Котельники Московской обл. «Создание учебного пособия «Азбука кириллица глазами детей». Осмысление буквенных символов азбуки кириллицы через творческую деятельность учащихся». Школьники представили глубокий анализ образов русских слов, ставших номинацией букв кириллицы. 

МБОУ «Котельниковская СОШ № 3» г.о. Котельники Московской обл. «Создание учебного пособия «Азбука кириллица глазами детей»

ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1563» в проекте «Лингвистическая перемена: пять минут со словарем» показала, что школьное телевидение имеет богатые возможности для формирования культуры работы со словарями. Учащиеся проводят колоссальную и разнообразную работу: занимаются исследовательской деятельностью, определяя круг лингвистических и образовательных проблем, которые разрешаются при помощи словарей, создают сюжеты для фильмов, снимают и монтируют фильмы, которые затем транслируются на школьном телевидении. Представив одну из передач, конкурсанты обратили внимание на проблему речевой культуры современных школьников и предложили тематический словарь синонимов «Когда не хватает слов», включающий речевые обороты, необходимые в школьной жизни.  

ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1563» в проекте «Лингвистическая перемена: пять минут со словарем»

Лингвистическое и культурологическое исследование московских топонимов представила ГБОУ г. Москвы СОШ № 1234 (Немецкое отделение) в проекте «Как не потеряться в Москве» (Этимология московских топонимов)». Серьезная лингвистическая классификация топонимов, глубокая проработка вопроса, авторское оформление (иллюстрации школьников), солидное издание результатов проекта, оригинальность их представления на конкурсе, артистизм конкурсантов стали отличительными чертами этого проекта.

ГБОУ г. Москвы СОШ № 1234 (Немецкое отделение) в проекте «Как не потеряться в Москве» (Этимология московских топонимов)»

Наибольшей оригинальностью представления отличился проект «Энциклопедия советской жизни» (словарь по фильмам Э.А.Рязанова) ГБОУ г. Москвы «Школа № 1236 (СП №250)».  Приурочив свое выступление к Году кино и посвятив его недавно ушедшему Эльдару Рязанову, учащиеся провели серьезный анализ фильмов великого режиссера, выявили прецедентные выражения, вошедшие в ткань культуры второй половины XX века. Полученные результаты оформили как уникальную рукотворную книгу-раскладушку, разложив которую, охватили половину зрительного зала. В выступлении создали оригинальные аллюзии с известными фильмами Рязанова, продемонстрировали виртуозное владение крылатыми выражениями из них. 

«Энциклопедия советской жизни» (словарь по фильмам Э.А.Рязанова) ГБОУ г. Москвы «Школа № 1236 (СП №250)»

«Энциклопедия советской жизни» (словарь по фильмам Э.А.Рязанова) ГБОУ г. Москвы «Школа № 1236 (СП №250)»

Гостем конкурса стала Лана Виноградова, ученица 9 класса школы № 1454 Центра образования «Тимирязевский», представляющая  Литературно-художественную мастерскую «Скворцы» при   юношеском отделе  Библиотеке 75, г. Москва (САО) и Фонд «Фестиваль детского и юношеского литературного Творчества «Подсолнушек». Она рассказала о своем личном опыте работы над собственными статьями к фразеологическому словарю русского языка, некоторые из которых опубликованы в детском журнале «Лучик». Об особенностях работы Ланы рассказала Татьяна Георгиевна Шубина – руководитель литературно-художественной мастерской «Скворцы», при фонде Фестиваля детского и юношеского литературного творчества «Подсолнушек», член Союза писателей России, член Союза журналистов.

Лана Виноградова, ученица 9 класса школы № 1454 Центра образования «Тимирязевский»

Татьяна Георгиевна Шубина – руководитель литературно-художественной мастерской «Скворцы»

Все команды-финалисты получили дипломы финалистов московского тура конкурса «Словарная столица России 2106 г.»

Диплом финалиста московского тура конкурса «Словарная столица России 2106 г.»

Проекты победителей московского тура рекомендованы жюри для участия в общероссийском туре конкурса «Словарная столица России 2016 г.», итоги которого должны быть подведены после 15 мая.  

Итоги московского тура конкурса «Словарная столица России 2106 г.»

Итоги московского тура конкурса «Словарная столица России 2106 г.»

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»