ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

Поэтическая летопись победы

Деятельность Ассоциации, Поэтическая летопись победы

Подвигу наших прадедов жить в веках, песнях о них и стихах

Эссе на тему творчества писателей и поэтов – реальных участников Великой Отечественной войны. Материал может быть использован на уроках русского языка, литературы, истории, ОДНКНР, классных часах

Материалы размещаются в авторской редакции. Авторская орфография и пунктуация сохранены

По статистике ВЦИОМ, россияне узнают о Великой Отечественной войне, в основном, из фильмов. Читал о войне лишь каждый третий. Столько же посещали места боевой славы, музеи и мемориалы.
Отношение к подвигу нашего народа во время Великой Отечественной войны выражается не только в поздравлениях ветеранов 9 мая, появлении памятников, монументов и фильмов, но и в том, что знают и что испытывают по этому поводу современные дети.
К сожалению, знания учащихся весьма поверхностны по этому вопросу, надеюсь, что данный материал поможет раскрыть взгляд писателей и поэтов – реальных участников Великой Отечественной войны  - на произошедшие события.

Изменения в обществе влияют на жизнь человека. Не только незначительно, но и глобально, что характерно для прогресса или регресса. Поэтому вокруг нас в мире дипломатия, разногласия, смешивание всех событий. Они могут принести немало страданий, поломанных, но не сдавшихся человеческих судеб, раннее взросление. Оставила свой глубокий отпечаток и Великая Отечественная война, ставшая причиной множества жертв, в том числе детей, женщин, пожилых людей. Потери составляют ужасающее число: около 11 444 100 человек. Уход из дома был патриотичен, люди покидали его с целью защитить Родину, отвоевать её тихое счастье. Чтобы у военных не пропадал боевой дух, создавались различные творческие работы: песни, стихотворения. Немало было создано произведений и после трагической даты. Это значит, что люди помнят совершенные подвиги и уважают участников войны, ушедших не просто воевать, а готовых отдать свою жизнь ради яркого солнца и спокойного неба. А смерть поджидала в каждой стороне.
Нападение в мирный час на страну 22 июня 1941 года без предупреждения сначала усугубило ситуацию в России, потому что мы не были готовы к стремительному натиску врага. Но люди быстро осознали серьёзность происходящего, брали в руки оружие и шли, не поддаваясь сопернику. Люди сражались, а далеко в душе у них цвел май - мирная жизнь, семейный уют, размеренная счастливая жизнь.
Ужасы войны отражены в произведениях многих великих авторов. Эта проблема народа всколыхнула их разум и побудила донести до народа собственную мысль. Боль, огорчения, маленькие провалы и удачи, голод, слезы детей и матерей, весь страх и мертвенный холод мы испытываем на себе, внимательно читая очередную книгу с военной тематикой. Она отбрасывает нас в 20 век, позволяя проникнуться глубиной стойкости человеческого сознания.
К примеру, стихотворение Льва Ошанина, позже превратившееся в песню “Эх, дороги”, буквально в нескольких сильных словах характеризует трудность войны, мир глазами солдата. Но написано оно после победы русской армии и стало неким итогом страшных лет. Представляется ряд идущих военных, заунывно, но громко и бойко поющих. В их голосе собирается вся русская мощь и кроется уверенная победа. И молодые девушки, которые напевают “Катюшу”. Многие ждут своего любимого с мрачных полей боя. Нелегко было всем: кто-то сражался, кто-то усердно работал в тылу - беспрестанно помогали своей Родине. Пусть родные не всегда рядом, а русская песня напоминает о домашнем тепле, придает огромную силу, чтобы двигаться вперед.
Но больше всего, на мой взгляд, отражают события тех лет стихотворения нашего земляка, уроженца села Чернавы Елецкого уезда (ныне Измалковский район Липецкой области), Павла Шубина. Каждый шаг поэта на войне отмечен изумительными по красоте, психологизму и мужеству стихотворениями. Некоторые из них получили мировую известность и стали хрестоматийными: «Полмига», «Мужество», «Солдат», «Разведчик», «Шофер», «За Москву», «Пакет». В своих стихотворениях П.Шубин воспевал героизм русского солдата. Строки его стихотворений поднимали боевой дух не только воинов, но и тружеников тыла, жителей осаждённых городов.
Сейчас воссоздано много кадров военных действий. Люди показывают их новому поколению, приобщают к сохранению памяти и призывают быть патриотом своей страны, быть готовым на любые великие поступки. В школах проводятся мероприятия, в которых звучит тематическая музыка, транслируются фильмы - и все о Великой Отечественной войне. Режиссёр Ренат Давлетьяров экранизировал фильм “А зори здесь тихие” в 2015 году. В 2019 году Алексей Сидоров презентовал “Т-34”. Невозможно и без документальных фильмов. Один из них - “Битва за Россию” 1943 года. Это лишь единицы военного кинематографа, но людям важно об этом знать.
На уроках литературы мы изучаем произведения о войне. В каждом из них заложен определенный смысл. Военное творчество необходимо для увековечивания памяти, для поднятия духа населения в годы страха и боли. Для этого создаются замечательные произведения. Именно сильными словами изображают писатели, поэты свои шедевры. И на представленных примерах мы воображаем себе годы ужаса и горя, но за тем следует победоносное 9 Мая.
Со времен Великой Отечественной войны осталась память об отважных героях. Знайте своих героев, изучайте историю своей страны и уважайте поистине смелых людей.

Список использованной литературы:
1. «Давайте, люди, никогда об этом не забудем»: литературно-музыкальная композиция //Открытая школа: Научно-методический журнал, 2010 - №3 - стр.18-20.
2. Литературно-музыкальный час, посвящённый Великой Отечественной войне и военной поэзии // Воспитание школьников, 2010 - №3 - стр.75-80.
3. Поговорим о войне: классный час, посвящённый Дню Победы // Классный руководитель, 2010 - №2 - стр.47-53.
4. Фестиваль городов-героев, посвящённый Дню Победы// Классный руководитель, 2010 - №1 - стр.51-68.
5. Худякова солдатской славы. // Читаем, учимся, играем: журнал-сборник сценариев для библиотек и школ, 2011 - №9 стр.58-67.

Павлова Юлия Алексеевна, 10 «А» класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение им. Л.Н. Толстого

Сведения о педагоге:

Климова Татьяна Геннадиевна учитель русского языка и литературы

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение им. Л.Н. Толстого

Липецкая область, п. Лев Толстой

 

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.

  • Телефон: 495-246-01-98 (пн.-пт. с 10.00 до 18.00)
  • E-mail: aurilm@yandex.ru

2014 - 2019 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»