ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

Деятельность Ассоциации, Задушевное слово

Мы глазами наших учеников, коллег

Мы глазами наших учеников,  коллег

Без кого не бывает школы? Конечно, вопрос риторический, на него не только первоклассник, но и любой дошколёнок ответит сразу – без учителя!  Учителя существовали во все времена, даже при первобытнообщинном строе. Уже в родовых общинах были учителя – старейшины, передававшие мудрость молодым.

(Школьная газета «Марiинская правда» г. Ульяновск)

Хороший учитель. Это какой? Они о нас, учителях

Хороший учитель — это, пожалуй, главный признак, по которому мы определяем школу. Но каким должен быть хороший учитель, порой непросто ответить. Хороший учитель может быть разным: и пожилой дамой с добрым сердцем, и вертлявым выпускником университета, но он должен быть человеком на своём месте. Компетентным, душевно адекватным и способным передавать знания ученику. Учитель — это честный, благородный человек.

Хороший учитель обладает чувством юмора. Чувство юмора в широком смысле — это умение управлять ситуацией или гибко приспособиться к ней, смотреть на неё широко, извлекать неожиданные смыслы. Иногда, почему бы и нет, эти смыслы бывают смешными.

Хороший учитель не мыслит только школьными категориями. Хороший учитель не будет считать, что три года жизни подростка должны быть полностью посвящены подготовке к ЕГЭ. Он спокойно относится к формальностям, которых так много в школьной жизни. Он понимает, что у нежелания учиться может быть множество причин. И не все они подлежат немедленному искоренению.

Маша М. 

Взгляд коллег

Забота о ближнем

Я вам предлагаю поразмышлять о том, каким должен быть учитель. Стандартное такое представление, что это уже немолодая женщина, вечно перемазанная мелом, с недобрым выражением лица, с пучком на голове – да? Я вот вообще очень люблю учителей нашей гимназии. Приходишь в кабинет после того, как кто-то там поработал – хорошо! Мел на столе – это забота о ближнем: не вставай, друг, протяни руку, ибо доска за тобой, и пиши. Еда на том же учительском столе: печенье, булочки – ешь, друг, может быть, ты голоден! (Вот оно настоящее учительское братство!) Ну и записи на доске. Учитель же должен быть разносторонней личностью, поэтому задачки по физике, математике надо бы порешать – а вдруг дети тебя спросят. Иногда это записи на немецком языке, иногда даты по истории. Но больше всего всё-таки меня вдохновляет мел на столе: руки положишь – и ты настоящая училка, перемазанная мелом. Это не просто так, это обряд посвящения.

О любви к порядку и детям

Мне кажется, учителя нашей гимназии соответствуют всем требованиям. Они замечательные. Вот, например, учитель математики, Ольга Леонидовна. Она сама выпускница Мариинской гимназии, поэтому это утончённая натура, но ей подавай только цифры и факты. Математику она, конечно, любит, но что более ценное – умеет заставить полюбить царицу наук и своих учеников. Ну и всем всегда понятно, за что получил ту или иную отметку: 500 заданий выполнил без ошибок – молодец, получи «отлично», ошибся разок – не видать тебе 5… Продолжай решать! Да, есть за что уважать такого учителя.

И всё всегда у неё по полочкам разложено. Листочки, которые ей ученики тоннами приносят, по папочкам, папочки по полочкам, полочки в шкафчиках – красота! Думаю, что ее ученикам несказанно повезло с учителем математики.

Смех смехом, а ее выпускники в вузах тесты сдают на 100 баллов и студенты МГИМО, выпускники этого учителя, объясняют математику всему своему курсу — вот такая подготовка! Да и выпускники к ней на всех каникулах наведываются – показатель. Именно с этим учителем мы давали урок литература/математика по роману Е. Замятина «Мы».

Неистощимая выдумщица

А теперь познакомимся с учителем географии, Татьяной Евгеньевной.  Это неистощимая выдумщица: то она средневековые ярмарки организовывает, то спектакли ставит, то отправляет всех на фрегат «Паллада».

- Татьяна Евгеньевна, я дала детям задание: описать путь листка, оторвавшегося от «ветки родимой». Они чувства его передали, а маршрут нет.

- Это мы легко исправим – у нас как раз тема «Работа с картой». Составим маршрут.

Составили.  И, знаете, дети ничему в нашей школе не удивляются: что чувствовал листок, что встретил на пути…

Рисунок Киры Н.

С ней тепло и уютно – можно попить чаю, поговорить – про это знают все ученики. И к ней тоже любят приходить выпускники, она на всех находит время (это меня очень удивляет!). Правда, из школы она, бывает, уходит ближе к ночи. Они любят с учителем математики работы проверять, журналы заполнять, всё по местам раскладывать. Вот такие молодцы!

Союз ОБЖ и литературы, или как Борис Александрович на уроке литературы был учеником

А какие творческие мужчины в нашей школе – диво. Про всех рассказывать вам не буду, но учитель ОБЖ не может остаться без моего внимания (и вашего, соответственно, тоже). Учитель физкультуры и ОБЖ, который учится в магистратуре филологии (закончил!). Поспорить на литературные темы он силён. Как сделать уроки ОБЖ интересными, как интегрировать этот предмет с литературой и историей – вот проблема, которая волнует этого неравнодушного учителя. Поэтому темы, связанные с патриотизмом, он даёт на примере литературных текстов. Ну где ж ещё вы такое увидите? На уроках литературы мы изучаем «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, поэтому параллельно на ОБЖ тест именно по этому произведению. И такой интересный факт: если Борис Александрович не совсем помнит тот или иной эпизод из произведения, а я ему пересказываю, он мне, что совершенно правильно, не верит – всё проверяет только текстом (правда, пока ни разу не было, чтобы я ошиблась, но текст надёжнее всего). Ну и хочется мне рассказать интересный момент, когда на моем уроке литературы Борис Александрович отвечал.

Дело было в конце года, несколько уроков пропало, и я попросила разрешить провести мне литературу вместо ОБЖ. Всё случилось в лучших сказочных традициях с троекратным повтором. Первый раз мне спокойно позволили «забрать» урок со словами «Литература – это святое». Второй раз мне разрешено было заменить урок, но тут уже Борис Александрович, видимо, усомнился в чём-то, поэтому заглянул на урок, чтобы удостовериться, что я не гулять детей увела (нет мне доверия). Третий раз на уроке литературы за последней партой оказался новый ученик – учитель ОБЖ.

Я вообще люблю, когда ко мне на уроки приходят, меня это никак не может засмущать, заставить волноваться, поэтому через несколько минут я вообще забыла, что у нас на уроке посторонние. И вдруг на какой-то мой вопрос отвечает не ученический голос. Что это? Думаю: «Ну не Борис Саныч же». А зря так думаю. Это был именно он. И потом не просто отвечал, а тряс рукой так, что аж выпрыгивал из-за парты, ну и я не избежала дискуссии. Я, конечно, не могла не поулыбаться. Времени на уроке оказалось мало – он и на перемене продолжал думать о тексте «Война и мир» и задавать мне вопросы. Разве это не здорово?

И чего только в школе не бывает… И вы поняли, да, что литературе есть место на любом предмете.

Материал предоставлен РО АССУЛ Ульяновской области

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»